Моросанова Варвара Ильинична

Моросанова Варвара Ильинична


заведующая лабораторией
академик РАО
доктор психологических наук
0000-0002-7694-1945
6506351065
J-5946-2016

Родилась в 1949 году.

Доктор психологических наук (1995), профессор (1997).

22 июня 2018 года исполнилось 70 лет Варваре Ильиничне Моросановой, члену корреспонденту РАО, заведующей лаборатории психологии саморегуляции ПИ РАО.

Принимает участие в экспертизе и обсуждении исследовательских проектов школьников в образовательном центре «Сириус».

 Эксперт и член жюри ежегодного конкурса проектно-исследовательских проектов школьников в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

В 1971 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1975 г. - аспирантуру Психологического института РАО.

С 1971 г. работает в Психологическом институте РАО.

В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Образ динамического объекта и его оперативность».

В течение 10 лет (1979 - 1991 г.), принимала практическое участие в психологической подготовке спортсменов высшей квалификации в качестве психолога сборной команды СССР по пулевой стрельбе.

В 1995 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека». В 1999 году получила диплом профессора.

С 2001 года руководит работой научной секции «Психология соморегуляции» Российского психологического общества.

С 2002 года заведует лабораторией психологии саморегуляции, которой руководит по настоящее время.

В 2016 г. избрана членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО). Является членом бюро Отделения профессионального образования РАО.

Образование

Факультет психологии МГУ им. Ломоносова (1966-1971);

Aспирантура Психологического института РАО (1972-1975).

Основные направления деятельности в практике образования

  • Создана оригинальная концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека
  • Разработана методология дифференциального подхода к исследованию  психической саморегуляции человека
  • Раскрыты дифференциальные основы саморегуляции учебной деятельности
  • Разработаны и стандартизированы новые оригинальные методы диагностики индивидуальных профилей саморегуляции в учебной и профессиональной деятельности. Они позволяют оценить индивидуальный уровень осознанной саморегуляции у учащихся разных возрастов, который во многом определяет продуктивные аспекты учебной и профессиональной деятельности, а также является важным условием личностного самоопределения.
  • Созданы и успешно применяются методы развития личностной саморегуляции, что способствует адаптации учащихся в новых условиях обучения, повышает готовность к самостоятельному профессиональному самоопределению.
  • Предложены критерии оценки эффектов личностного и субъектного развития учащихся в различных образовательных системах.
  • Участие в двух программах Министерства образования Российской Федерации: «Апробация и корректировка адаптивных методик, обеспечивающих преемственность в развитии ребенка на этапе перехода от начального обучения к основному, из основной школы в старшую профилированную школу», «Научно-методическое обеспечение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические аспекты нормализации учебной нагрузки школьников».
  • Руководство работой  московских городских экспериментальных площадок: «Развитие личностной саморегуляции»,  «Диагностика регуляторных основ готовности к переходу на более старшую ступень обучения», «Психологические технологии подготовки учащихся к  выпускным экзаменам».
  • Разработаны методы диагностики и развития саморегуляции, которые успешно используются в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в средних школах Москвы, Красноярска, Набережных Челнов, Перми, Шауляе (Литва):
  • Стилевые особенности саморегуляции поведения - ССП,
  • Саморегуляция подготовки спортсмена - СПС,
  • Стиль саморегуляции студентов - ССС,
  • Саморегуляция в избирательной кампании депутата - СИК,
  • Стиль саморегуляции поведения - ССПД-М1 (детский, для учащихся 11-16 лет,   Моросанова В.И. ),
  • Стиль саморегуляции поведения - ССПД-М2 (детский,  для учащихся 7-11 лет, Моросанова В.И.),
  • Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУДМ (Моросанова В.И.).
  • Научные интересы
  • Страница в Истине
  • Наука
  1. Грамота комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР «За большую работу по организации и проведению соревнований по пулевой и стендовой стрельбе игр XXII Олимпиады» (1980)
  2. Почетная грамота ЦК ВЛКСМ «За активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи, участие в подготовке сборной команды СССР к чемпионату мира по стрелковому спорту» (1982)
  3. Медаль «В Память 850-летия Москвы» (1997)
  4. Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации «За существенный вклад в развитие психологической науки и в связи с 90-летием со дня основания Психологического института» (2004)
  5. Медаль им. Г.И. Челпанова ПИ РАО (2004)
  6. Почетная грамота РАО «За многолетнюю высококвалифицированную научную деятельность в области психологии и в связи со 100-летием ФГНУ «Психологический институт» РАО» (2012)
  7. Диплом Российского психологического общества за лучшую монографию по психологии (2012)
  8. Почетная грамота РГНФ «За большой личный вклад в развитие гуманитарных наук» (2016)
  9. Почётное звание «Почётный работник науки и техники Российской Федерации» (2018)
  10. Медаль им. Л.С. Выготского РАО (2018)
  11. Медаль им В.В. Давыдова РАО (2020)