Лаборатория психологии саморегуляции

Лаборатория психологии саморегуляции

Основное направление исследований лаборатории – психология осознанной саморегуляции в широком контексте индивидуальности и бытия человека. Круг исследований сотрудников лаборатории включает в себя проблемы общих закономерностей и индивидуальных особенностей саморегуляции психических состояний, различных видов активности и деятельности человека.

В последние годы в лаборатории развивается методология дифференциального подхода к саморегуляции человека, создающая основы для решения фундаментальных и прикладных проблем психологии саморегуляции, а также для разработки инструментария психологической диагностики регуляторных процессов.

История

Лаборатория была создана 1970 году на базе исследовательской группы Олега Александровича Конопкина, положившего начало фундаментальной разработке проблемы саморегуляции как относительно самостоятельной подсистемы специфически регуляторных процессов психологической структуры деятельности.

Основной задачей лаборатории являлось развитие нового направления в психологии деятельности человека, основанного на раскрытии внутренней, психической структуры, закономерностей развития и функционирования процессов инициации, построения субъектом своей целенаправленной активности и управления ею.

В работах сотрудников лаборатории проводились исследования функциональной структуры процессов психической регуляции деятельности: сначала в условиях производственной деятельности и на сенсомоторной модели деятельности, а затем и в условиях учебной, профессиональной и спортивной деятельности. Основные положения концепции осознанной саморегуляции были сформулированы в публикации монографии О.А. Конопкина «Психологические механизмы регуляции деятельности» (1980).

В 70-ые годы научными сотрудниками лаборатории являлись А.М. Гейшерик, Ю.С. Жуйков, Ю.А. Миславский и др. Позднее в состав лаборатории вошла научная группа под руководством Э.А. Фарапоновой, которая занималась исследованием саморегуляции учебно-трудовой деятельности в контексте проблемы профориентации школьников. В разные годы в составе лаборатории работали А.М. Матюшкин, Б.Б. Коссов, Л.М. Смирнов.

В 90-гг. В.И. Моросановой проблемное поле исследований лаборатории было расширено за счет включения в него индивидуальных различий осознанной саморегуляции. Для изучения типичных для человека индивидуальных способов регулирования, устойчиво проявляющихся в различных деятельностных ситуациях и видах пси­хической активности, были разработаны представления о стилевых особенностях саморегуляции произвольной активности (В.И. Моросанова, 1988-1998).

В 2000 г. лабораторию возглавила Варвара Ильинична Моросанова.

Спектр направлений, развиваемых в настоящее время сотрудниками лаборатории включает в себя:

  • исследование саморегуляции в контексте проблем ситуационной обусловленности актуалгенеза саморегуляции действия и общей способности к саморегуляции (И.Н. Бондаренко);
  • взаимосвязи интеллектуального развития и осознанной саморегуляции учебной деятельности; педагогического взаимодействия (Т.А. Фомина);
  • мотивации учебной деятельности (И.Ю. Цыганов);
  • онтогенеза осознанной саморегуляции (Ю.А.Ишмуратова, А.М.Потанина);
  • стресса в профессиональной деятельности (Н.Г. Кондратюк);
  • ценностных ориентаций (А. Бурмистрова-Савенкова).

Исследования

  1. Грант РГНФ 07-06-00882а, «Субъектные и личностные аспекты осознанной саморегуляции произвольной активности человека» (2007-2009).
  2. Грант РФФИ 08-06-00175-а «Личностные предпосылки и регуляторные механизмы надежности профессиональной деятельности» (2008-2010).
  3. Городская экспериментальная площадка «Создание психологических технологий подготовки учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов» Лицей №1557 САО (2007-2009).
  4. Издательский грант РГНФ № 09-06-16041д «Саморегуляция и индивидуальность человека», (2009).
  5. Грант РГНФ №09-06-00620а «Личностные и регуляторные основы профессиональных планов молодежи в условиях современного рынка труда» (2009-2010).
  6. РФФИ 28-06-00175а «Личностные предпосылки и регуляторные механизмы надежности профессиональной деятельности» (2008-2010).
  7. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» Министерства образования РФ Госконтракт 236-1 «Субъектные и личностные детерминанты саморегуляции принятия решений в условиях социальных изменений» (2009-2011).
  8. Грант Президента РФ молодым ученым N MK 6133.2008.6. Проект «Регуляторно-личностные механизмы принятия решений в чрезвычайных ситуациях» (2011).
  9. Грант РГНФ, №11-06-07023д. Издание коллективной монографии «Психология саморегуляции в XXI веке» (2011).
  10. Грант РГНФ 10-06-00838а «Стилевые особенности саморегуляции профессиональной деятельности в экстремальных условиях» (2010-2012).
  11. Грант РГНФ 11-36-00336а2, целевой конкурс поддержки молодых ученых, «Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции учителя в педагогическом взаимодействии» (2011-2013).
  12. Грант РГНФ 12-06-00-872а «Индивидуальные особенности саморегуляции в экспериментальных ситуациях достижения учебных целей» (2012-2014).
  13. Грант РФФИ мол. (2017-2019) № 17-36-00037 «Осознанная саморегуляция учебной деятельности как психологический ресурс устойчивости академической успеваемости и субъективного благополучия учащихся при переходе из начальной в основную школу».
  14. Грант РФФИ (2018-2020) № 17-29-09094 "Осознанная саморегуляция в системе когнитивных и некогнитивных механизмов успешности овладения русским языком в школе"
  15. Грант РФФИ (2019-2021) № 19-013-00257 А «Дифференциально-типологические профили регуляторных и личностных ресурсов академических достижений учащихся в разные периоды школьного обучения»

Конференции

2016 год

  1. 17-ая конференция международного общества по изучению интеллекта (17 Annual Conference of the International Society for Intelligence Research), 15-17 июля 2016 г., г.Санкт-Петребург, Россия.
  2. 31-ый Международный психологический конгресс (31st International Congress of Psychology), 24–29 июля 2016, Йокогама, Япония.
  3. IV-ая Международная научная конференция «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие» 22-24 сентября, г. Кострома, Россия
  4. Международная научно-практическая конференция «Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова», 12-15 октября 2016 г., факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г.Москва, Россия.
  5. Международная юбилейная конференция к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова «Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии», 1-2 декабря 2016 г., ПИ РАО, г.Москва, Россия.
  6. Всероссийская научно-практическая конференция «Челпановские чтения 2016: диалог научных школ психологического института – Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов, 15 ноября 2016 г., г.Москва, Россия.

2017 год

  1. XXIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», 10-14 апреля, 2017 г., г.Москва, Россия.
  2. Международная конференция молодых ученых «Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования», 18-20 апреля 2017 г., г.Санкт-Петербург, Россия.
  3. II Международная научно-практическая конференция «Личность, интеллект, метакогниции», 20-22 апреля 2017 года, Калуга, Россия.
  4. Международная летняя школа для молодых ученых «Междисциплинарные методы исследования психологических признаков, связанных с образованием», 8-9 июня 2017 года, ПИ РАО, Москва, Россия.
  5. Conference of the International Society for the Study of Individual Differences, 24-28 июля 2017г., г. Варшава, Польша.
  6. Форум психологов России, 5-7 октября 2017 г., г.Казань, Россия.
  7. Международная научно-практическая конференция «Одаренность: методы диагностики и пути развития», 28-29 сентября 2017 г., Российская академия образования, г. Москва, Россия.
  8. Конференция «Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития», посвященной 45-летию ИП РАН и 90-летию со дня рождения его создателя и первого директора Б.Ф. Ломова, 16-17 ноября 2017, г.Москва, Россия.
  9. Всероссийская юбилейная научная конференция «Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития», посвященной 45-летию ИП РАН и 90-летию со дня рождения его создателя и первого директора Б.Ф. Ломова, 16-17 ноября 2017, г.Москва, Россия.
  10. Конференция молодых ученых в области наук об образовании, 14-15 ноября 2017 года, г.Москва, Россия.

2018 год

  1. III Международная научно-практическая конференция «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики», 19-21 апреля 2018 г., г. Калуга.
  2. Международная конференция In PACT 2018 (International Psychological Applications Conference and Trends). Португалия, г. Порто, 5-7 мая 2018 г.
  3. V Международная научно-практическая конференция «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России»., 5-7 октября 2018 г., г. Пятигорск, Россия.
  4. III Международная конференция по когнитивной науке, 18-21 октября 2018 года, г. Светлогорск, Россия.
2019 год
  1. Круглый стол «Человек в трудовой деятельности: к юбилею А.Б. Леоновой», 2 февраля 2019 г., МГУ, г.Москва, Россия
  2. XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2019», 8-12 апреля 2019 г., г.Москва, Россия.
  3. Всероссийская конференция с международным участием «Психология восприятия сегодня: парадигмы, теории, эмпирика», 18-19 апреля 2019 г., г.Москва, Россия.
  4. Европейский психологический конгресс (ECP – 2019), 2-5 июля 2019 г., г.Москва, Россия.
  5. «Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие», 26-28 сентября 2019 г., г.Калуга, Россия.
  6. Международной научной конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии», 11 октября 2019 г., г.Ереван, Армения,
  7. Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2019. Психология обществу, государству, политике», 22-25 октября 2019 г., г.Санкт-Петербург, Россия.

Диссертации

Докторские диссертационные исследования:

  1. Конопкин О.А. Проблема осознанного регулирования сенсомоторной деятельности. 1977.
  2. Степанский В.И. Психическая саморегуляция деятельности (информационный аспект). 1991.
  3. Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности. 1994.
  4. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека. 1995.
  5. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека. 2001.

Кандидатские диссертационные исследования:

  1. Стрюков Г.А. Психофизиологические особенности состояния ожидания при работе за пультом управления. 1970.
  2. Степанский В.И. Психическая саморегуляция скорости реагирования при временной неопределенности исполнительных сигналов. 1972.
  3. Осницкий А.К. Вероятностное прогнозирование и эффективность опознания. 1972.
  4. Вербицкий А.А. О механизмах регуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределенности. 1974.
  5. Миславский Ю.И. Динамика сенсомоторной чувствительности и сознательно-произвольная регуляция деятельности человека в задачах обнаружения. 1977.
  6. Кондратьева И.И. Психологическая детерминация скорости двигательных реакций в условиях предъявления сигналов разной интенсивности. 1978.
  7. Круглова Н.Ф. Произвольная регуляция как средство повышения надежности деятельности при утомлении. 1978.
  8. Фадеев В.В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности. 1982.
  9. Сипачев Н.О. Отражение статистических характеристик среды в психической регуляции деятельности. 1983.
  10. Энгельс И.Л. Формирование субъективных эталонов результата в процессе регуляции деятельности. 1983.
  11. Прыгин Г.С. Проявление "автономности" и "зависимости" в осознанной регуляции деятельности. 1983.
  12. Суннатова Р.И. Возрастные и индивидуальные особенности прогнозирования в процессе решения задач учащимися 1986
  13. Самоукина Н.В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении. 1988.
  14. Ле Тхи Хоа. Становление субъектного опыта учащихся СПТУ в процессе профессионального самоопределения: 1988.
  15. Авраменко С.В. Личностные предпосылки становления субъективной готовности учащихся ПТУ к профессиональной деятельности. 1990.
  16. Баратов Ш.Р. Психологические особенности воспитания активно положительного отношения младших школьников к труду. 1990.
  17. Соколова Л.А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы). 1990.
  18. Коверга В.К. Образ управляющих действий в системе саморегуляции деятельности. 1991.
  19. Бохорский Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: 1991.
  20. Парашин Ю.П. Исследование взаимосвязей между психологическими качествами, экстремальными условиями и эффективностью соревновательной деятельности (на примере волейбола). 1991.
  21. Сагиев Р.А. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов. 1993.
  22. Воробьева М.В. Анализ сформированности умения саморегуляции деятельности в профконсультировании школьников: 1994.
  23. Лебедчук П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза. 1995.
  24. Холопова Е.Н. Социально-психологические особенности политических избирательных кампаний. 1995.
  25. Саад Ю. Психологические особенности самостоятельного выбора профессии у выпускников школы. 1995.
  26. Обносов В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения. 1998.
  27. Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности при преодолении человеком кризиса, связанного с потерей работы. 1998.
  28. Белоус О.В. Формирование осознанной саморегуляции педагогического взаимодействия как фактор эффективной подготовки студентов педвуза. 2000.
  29. Коноз Е.М. Индивидуально-типические особенности саморегуляции при экстраверсии и нейротизме. 2000.
  30. Плахотникова И.В. Соотношение личностных свойств и стилей саморегуляции активности учащихся, 2004.
  31. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека, 2004.
  32. Гаралева М.Д. Индивидуально-типические особенности саморегуляции агрессивного поведения, 2006.
  33. Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выбора, 2006.
  34. Индина Т.А. Регуляторно-личностные детерминанты принятия решений (на материале политического голосования), 2007.
  35. Серебрякова М. Е. Ценностно-смысловая сфера и особенности саморегуляции личности на различных стадиях наркотизации, 2010.