Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина)»

Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина)»

25 мая 2021
27-28 апреля на площадках Российской академии образования и ФГБНУ «Психологический институт РАО» прошла Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина)».

Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина)»

27-28 апреля на площадках Российской академии образования и ФГБНУ «Психологический институт РАО» прошла Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина)». Олег Александрович Конопкин (1931-2008) - доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, известный специалист в области общей психологии и психологии труда, один из основоположников психологии саморегуляции в нашей стране, автор теории осознанной саморегуляции.

В орг. комитет конференции поступило более 70 заявок, более чем из 15 регионов РФ и от зарубежных коллег. В работе секций конференции результаты своих исследований представили ученые из … научных центров страны. В основную программу конференции было включено 49 докладов.

С приветственным словом участникам конференции выступил академик РАО, доктор психологических наук, Президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор ФГБНУ «Психологический институт РАО» Юрий Петрович Зинченко. Он отметил, что изучение проблемы саморегуляции сегодня приобретает особую важность, поскольку современный мир с его кризисами, сложными политическими и экологическими условиями, выдвигает особые требования к самостоятельности и активности людей. «Особую актуальность и регуляторные   ресурсы человека приобрели в современных условиях пандемии COVID -19. Именно развитая саморегуляция помогла в короткие сроки коренным образом изменить привычный образ (дистантное обучение, работа онлайн), противостоять развитию негативных эмоциональных состояний, поддержать иммунитет и восстановить здоровье» – отметил Юрий Петрович.

В рамках пленарного заседания были сделаны доклады ведущими учеными страны, в которых были освящены методологические, эмпирические и практические аспекты проблемы саморегуляции. Член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии саморегуляции ПИ РАО Варвара Ильинична Моросанова представила доклад «Современные исследования осознанной саморегуляции в контексте актуальных задач образования». Она охарактеризовала современное состояние отечественной научной школы психологии саморегуляции. Также были рассмотрены значимые для образования проблемы, которые сегодня активно исследуются контексте психологии саморегуляции. Не остались в стороне и вопросы, которые сегодня волнуют всех в связи с новыми угрозами. «Осознанная саморегуляция поддерживает состояние психологической безопасности в условиях кризиса пандемии, который многие называют пандемией неопределенности. Осознанная саморегуляция является психологическим метаресурсом, который мобилизует индивидуальные резервы для самоорганизации поведения человека и препятствует развитию неблагоприятных эмоциональных состояний под влиянием стремительно нарастающих угроз безопасности» - отметила в заключение Варвара Ильинична.

Член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, зам. директора ФГБНУ «Психологический институт РАО» Александр Николаевич Веракса выступил с докладом «Возможности использования различных средств формирования математических представлений в дошкольном возрасте: роль саморегуляции». Доктор психологических наук, профессор, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ждан Антонина Николаевна в докладе «Психология саморегуляции как детерминанта сознания и деятельности» затронула историко-философские аспекты проблемы саморегуляции. Анна Борисовна Леонова, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова представила доклад «Системная методология анализа механизмов регуляции функциональных состояний человека в трудовой деятельности». Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Казанского федерального университета Александр Октябринович Прохоров в своем выступлении «Концептуальная модель ментальных механизмов саморегуляции психических состояний» акцентировал внимание на фундаментальных вопросах психологии саморегуляции. Панов Виктор Иванович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики ФГБНУ «Психологический институт РАО» рассмотрел актуальные проблемы диагностики саморегуляции одаренных детей в докладе «К проблеме регуляторно-когнитивной диагностики детей с признаками одаренности». Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Ярославского государственного Университета им. П.Г. Демидова Карпов Анатолий Викторович представил доклад «Психология саморегуляции в исследованиях деятельности субъектно-информационного класса».Профессор генетики и психологии Голдсмитс-Университета Лондона, директор международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (Великобритания) Юлия Владимировна Ковас в своём докладе «Саморегуляция, осмысленность и психологическое благополучие» обозначила значимость исследования саморегуляции в контексте проблемы психологического благополучия школьников.

В рамках конференции велась работа по трем секциям: «Саморегуляция обучающихся в достижении, предметных, личностных и метапредметных результатов обучения» (модераторы В.И. Моросанова, Т.Г. Фомина); «Саморегуляция в решении проблем психологической и социокультурной безопасности в современных условиях жизнедеятельности» (модераторы Т.Л., Крюкова, И.В. Блинникова) «Саморегуляция психических и функциональных состояний в профессиональной деятельности» (модератор А.С. Кузнецова).

Доклады сотрудников ФГБНУ ПИ РАО были представлены в работе каждой из научных секций. На секции «Саморегуляция обучающихся в достижении, предметных, личностных и метапредметных результатов обучения»» выступили: ведущий научный сотрудник И.Н Бондаренко с докладом «Общая способность к саморегуляции: новые методы диагностики и результаты исследований»; ведущий научный сотрудник Н.А. Борисенко с докладом «Формирование самоконтроля как функция школьного учебника: от бумажного к электронному формату»; ведущий научный сотрудник Т.Г. Фомина с докладом «Взаимосвязь саморегуляции и психологического благополучия учащихся: результаты лонгитюдных исследований»; старший научный сотрудник Е.В. Филиппова с докладом «Регуляторные компетенции как ресурс достижения учащимися результатов в проектно-исследовательской деятельности». На секции «Саморегуляция в решении проблем психологической и социокультурной безопасности в современных условиях жизнедеятельности» ведущий научный сотрудник Р.И. Суннатова выступила с докладом «Личностный ресурс обучающихся как условие самоорганизации учебной деятельности в период пандемии». В рамках работы секции «Саморегуляция психических и функциональных состояний в профессиональной деятельности» доклад «Саморегуляция поведения человека в стрессовых условиях» представила старший научный сотрудник Н.Г. Кондратюк.

Завершил работу конференции круглый стол «Развитие научной школы психологии саморегуляции О.А. Конопкина» на площадке Психологического института РАО. Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО» О.А. Осницкий представил научный доклад «Саморегуляция в разных видах поведения человека». В дружественной обстановке ученики и коллеги О.А. Конопкина поделились воспоминаниями о его жизни и деятельности. Доклады также сделали молодые ученые – сотрудники лаборатории психологии саморегуляции: старший научный сотрудник И.Ю. Цыганов, младший научный сотрудник А.М. Потанина.

Воспоминаниями поделились:

Шульга Татьяна Ивановна доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, ГОУ ВО Московский государственный областной университет МО

Щебланова Елена Игоревна доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, заведующая лабораторией, ФГБНУ «Психологический институт РАО»

Шадриков Владимир Дмитриевич академик РАО, доктор психологических наук, профессор, НИУ «Высшая школа экономики»

По итогам работы конференции будет подготовлен сборник конференции.

Видеозапись конференции можно посмотреть по ссылке:

https://drive.google.com/folderview?id=1LZLE6ug6qcJ6MPEsJ-ivhcRgXk5tGrhS

Фотогалерея