Математическое образование и выбор STEM-специальностей: междисциплинарные исследования индивидуальных различий

Математическое образование и выбор STEM-специальностей: междисциплинарные исследования индивидуальных различий

12 апреля 2021
Молодые ученые Психологического института РАО выступили с докладами на заседании Круглого стола «Математическое образование и выбор STEM-специальностей: междисциплинарные исследования индивидуальных различий»

9 апреля 2021 года в Российской академии образования состоялось заседание Круглого стола с участием членов Российской академии образования, специалистов, работающих в сфере подготовки учителей математики, и молодых ученых, чьи исследовательские интересы сосредоточены в сфере наук об образовании.

С приветственным словом к участникам обратилась и.о. вице-президента Российской академии образования академик РАО Лариса Александровна Цветкова, которая отметила актуальность проблематики и подчеркнула важность активного участия молодых ученых и специалистов в исследовательских проектах в сфере наук об образовании.

Модератором докладов выступил заведующий Лабораторией возрастной психогенетики Психологического института РАО, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО академик РАО Сергей Борисович Малых, а дискуссию вела ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, председатель Совета молодых ученых и специалистов член-корреспондент РАО Татьяна Николаевна Тихомирова.

На заседании Круглого стола были представлены доклады с результатами исследований социальных, психологических и нейрофизиологических факторов, формирующих индивидуальные различия в обучении математике и способствующих выбору высокотехнологичных профессий.

Открыла заседание член-корреспондент РАО Татьяна Николаевна Тихомирова с докладом о когнитивных предикторах успешности обучения математики в школе. Татьяна Николаевна представила результаты кросс-секционных и лонгитюдных исследований роли скорости переработки информации, зрительно-пространственной рабочей памяти, чувства числа и интеллекта в обучении математике на всем протяжении школьного образования.

Директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета член-корреспондент РАО Александр Ильич Савенков рассказал о необходимости развития комбинаторного мышления у будущих педагогов для эффективного создания композиций вербальных математических задач для младших школьников.

Главный специалист Лаборатории когнитивной геномики Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании РАО кандидат биологических наук Рената Фануровна Еникеева рассказала о некоторых результатах молекулярно-генетических исследований математической тревожности – стрессовых состояний, возникающих во время выполнения математических заданий. Ею было описано значение генов регуляции синаптической пластичности в формировании индивидуальных различий в проявлениях математической тревожности.

Проблема гендерных различий в отношении к математике и их связи с когнитивными способностями, важными для высокотехнологичных специальностей, была затронула в докладе ведущего научного сотрудника Психологического института РАО кандидата психологических наук Виктории Игоревны Исматуллиной. Ведущий аналитик Лаборатории нейростимуляции Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании РАО Екатерина Павловна Масленникова рассказала о специфике связи выбора STEM-специальности, мотивации к обучению и самооценки способностей у старшеклассников.

Результаты психологических и нейрофизиологических исследований феноменов, связанных с математической успешностью, – «несимволического» чувства числа и математической беглости, представили старшие научные сотрудники Психологического института РАО кандидат психологических наук Юлия Александровна Маракшина и Илья Михайлович Захаров.

В дискуссии с комментариями, вопросами и суждениями приняли участие академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Борисович Малых, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Татьяна Николаевна Тихомирова, и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО Борис Анатольевич Карев, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александр Ильич Савенков, директор Института математики и информатики Московского педагогического государственного университета Сергей Дмитриевич Каракозов, академик РАО Николай Дмитриевич Подуфалов, руководитель Центра развития образования РАО Эммануил Робертович Баграмян и профессор Манчестерского Университета Александр Васильевич Боровик.

Все участники Круглого стола подчеркнули общественную значимость обсуждаемой проблематики и единодушно поддержали выполнение исследований, направленных на поиск факторов, приводящих к индивидуальным различиям в обучении математике и выборе высокотехнологичных профессий.

Фотогалерея