Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации»

Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации»

27 октября 2020
22-23 октября в дистанционном формате прошла Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации», организованная на основе инфраструктуры Северо-Кавказского федеральногоуниверситета,  Российской академией образования, Психологическим институтом РАО. Конференция прошла при финансовойподдержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

22-23 октября в дистанционном формате прошла Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации», организованная на основе инфраструктуры Северо-Кавказского федеральногоуниверситета,  Российской академией образования, Психологическим институтом РАО. Конференция прошла при финансовойподдержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

В орг. комитет конференции поступило порядка 170 заявок, более чем из 20 регионов РФ и от зарубежных коллег. В работе секций конференции результаты своих исследований представили ученые из ведущих научных центров страны.В основную программу конференции было включено 38 докладов, распределенных по трем секциям: «Саморегуляция личности как метаресурс образования и саморазвития человека»; «Саморегуляция состояний и достижения целей в профессиональной сфере»; «Развитие саморегуляции и психическое здоровье».

С приветственным словом участникам конференции выступил Президент Российской академии образования академик РАО, президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Петрович Зинченко. Он отметил, что умение самоорганизоваться и способность к саморегуляции являются одними из ключевых навыков в современных условиях неопределенности. Подчеркнул актуальность проводимых эмпирических исследований в этом направлении.

Также с приветствием в адрес участников конференции обратились: академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО академик РАО, заведующий лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО Сергей Борисович Малых, ректор по научной работе Северо-Кавказского федерального университета Андрей Александрович Лиховид идиректор Северо-Кавказского регионального научного центра РАО Валерий Кириллович Шаповалов.

В рамках пленарного заседания были сделаны доклады ведущими учеными страны на крайне актуальную сегодня тематику. Член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии саморегуляции ПИ РАО Варвара Ильинична Моросановапредставила доклад «Саморегуляция как метаресурс образования и решения задач жизнедеятельности в кризисных условиях пандемии COVID-2019». Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Костромского государственного университета Татьяна Леонидовна Крюкова сделала доклад на тему «Стресс в ситуации новой угрозы здоровью (пандемии COVID-19) и совладение с ним». Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Казанского федерального университета Александр Октябринович Прохоров в своем выступлении «Концептуальная модель ментальных механизмов саморегуляции психических состояний» акцентировал внимание на фундаментальных вопросах психологии саморегуляции. Член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Николаевич Веракса выступил с докладом «Взаимосвязь развития саморегуляции с образовательной средой в дошкольном возрасте». Профессор генетики и психологии Голдсмитс-Университета Лондона, директор международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (Великобритания) Юлия Владимировна Ковас обозначила актуальные тренды эмпирических исследований в своем докладе «Системы личностных характеристик и образовательные достижения: исследования с участием школьников с выдающимися академическими достижениями и близнецов». С обращением к участникам конференции выступил доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Ереванского государственного университета Грант Михайлович Аванесян. Завершилось пленарное заседаниедокладом «Осознанная саморегуляция агрессии: общие закономерности, кросс-культурные различия»Банщиковой Татьяны Николаевны, кандидата психологических наук, доцент, руководитель научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития Северо-Кавказского федерального университета.

Подробности пленарного заседания также представлены в пресс релизе на сайте РАО http://rusacademedu.ru/news/prezident-rao-segodnya-samoregulyaciya-priobretaet-osoboe-prakticheskoe-znachenie-dlya-soxraneniya-psixicheskogo-zdorovya-i-psixologicheskogo-blagopoluchiya-kazhdogo-cheloveka/

В подготовке и работе конференции приняли активное участие сотрудники лаборатории психологии саморегуляции ФГБНУ «Психологический институт РАО»

Варвара Ильинична Моросанова,зам председателя программного комитетав пленарном докладе отметила ведущее значение осознанной саморегуляции в кризисных условиях пандемии COVID-19, продемонстрировав это на результате нескольких эмпирических исследований. В том числе – на материале масштабной выборке жителей России из 69 регионов в возрасте от 18 до 60 лет,собраннойв рамкахВсероссийского научного проекта «Исследуемдома», организованного Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова совместно с Российским психологическим обществом и Российской академией образования при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российского союза ректоров.

На секции «Саморегуляция личности как метаресурс образования и саморазвития человека» сотрудники лаборатории ПИ РАО сделали следующие доклады. Ведущий научный сотрудник И.Н Бондаренко представила доклад «Роль осознанной саморегуляции, языковых компетенций и некогнитивных свойств в успешности по русскому языку в средней школе»;ведущий научный сотрудник Т.Г. Фомина- «Регуляторные и личностные ресурсы в обеспечении успешности и надежности действий учащихся на экзамене в формате ЕГЭ: структурная модель»; старший научный сотрудник И.Ю. Цыганов– «Динамика осознанной саморегуляции, личностных переменных и академической успешности при снижении психологического благополучия (лонгитюдные данные)»; младший научный сотрудник А.М. Потанина – «Индивидуально-типологические профили стилевых особенностей саморегуляции у учащихся средней и старшей ступени обучения». Старший научный сотрудниклаборатории психологии одаренности Е.С. Жуковапредставила доклад «К вопросу о соотношении одаренности и уровня саморегуляции». В работе секции «Развитие саморегуляции и психическое здоровье»приняла участие старший научный сотрудник С.Ю. Тарасова, представив доклад«Высокие способности как личностный ресурс страдающих шизофренией».

На заключительном этапе работы была презентована коллективная монография под ред. Ю.П. Зинченко и В.И. Моросановой «Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени», освещающая основные актуальные направления исследований в области психологии саморегуляции.

Онлайн-трансляция доступна на YouTube-канале по ссылке:

https://www.youtube.com/channel/UCL5r3YxbC5mUUdnOSe9-LjA

Подробную программу конференции, видео докладов конференции, а также сборник материалов конференции можно посмотреть на сайте http://lrst.ncfu.ru/

Статьи, прошедшие рецензирование, вошли в специальный выпуск журнала «European Proceedings of Social and Behavioural Sciences» (EpSBS), индексируемый в WoS. Ссылка на выпуск: https://www.europeanproceedings.com/proceedings/EpSBS/volumes/prraepgda2020

Фотогалерея