XV Юбилейная международная научная конференция «Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход»

XV Юбилейная международная научная конференция «Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход»

12 июля 2019

XV Юбилейная международная научная конференция «Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход» состоялась 8–11 июля 2019 года на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО» (г. Москва, ул. Моховая, дом 9, стр. 4) при участии Софийского университета им. «Святого Климента Охридского» (г. София, Республика Болгария), Пловдивского университета им. «Паисия Хилендарского» (г. Пловдив, Республика Болгария), Естественно-гуманитарного университета (г. Седльце, Польша), Университета Яна Кохановского (г. Кельце, Польша), Белорусского государственного университета (г. Минск, Республика Беларусь), Ассоциации профессоров славянских стран (APSC).

XV Юбилейная международная научная конференция «Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход» состоялась 8–11 июля 2019 года на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО» (г. Москва, ул. Моховая, дом 9, стр. 4) при участии Софийского университета им. «Святого Климента Охридского» (г. София, Республика Болгария), Пловдивского университета им. «Паисия Хилендарского» (г. Пловдив, Республика Болгария), Естественно-гуманитарного университета (г. Седльце, Польша), Университета Яна Кохановского (г. Кельце, Польша), Белорусского государственного университета (г. Минск, Республика Беларусь), Ассоциации профессоров славянских стран (APSC).

Цель конференции: обсуждение фундаментальных научных проблем, новейших разработок в области теоретических, методологических и методических вопросов психологии личности, психологии развития, профессиональной и педагогической психологии.

Задачи конференции:

– реализация взаимодействия между представителями разных научных подходов, школ и направлений, ведущими учеными России и стран ближнего и дальнего зарубежья;

– организация и поддержка единого информационного пространства в области психологии и педагогики;

– обобщение и распространение результатов научных исследований, новых технологических решений, инновационных образовательных практик; обмен опытом с последующей организацией и реализацией совместных исследовательских проектов ученых разных стран.

Основные направления работы конференции:

• Содержательное: теоретико-методологические основы, научные подходы, концептуальные модели, психологические принципы, закономерности, условия развития субъектов образовательной и профессиональной деятельности.

• Динамическое: непрерывный временной континуум становления и развития субъектов образования и профессионализации – этапы, стадии, периоды допрофессиональной и профессиональной подготовки, профессиональной деятельности.

• Технологическое: инновационные технологии системного психолого-педагогического обеспечения личностно-профессионального развития субъектов.

• Институциональное: различные типы и формы научных и образовательных организаций, учреждений здравоохранения, государственных и частных компаний, социальных институтов.

• Проектное: научно-обоснованное прогнозирование построения личностного и профессионального пространства будущего субъектов – возможные альтернативные сценарии их развития, тренды индивидуальных образовательных маршрутов и карьерных траекторий.

Общее количество зарегистрированных участников мероприятия составило 215 человек (фактически участвовало 188 человека), из них 74 иностранных ученых (очно участвовало 69 человек), 33 молодых участника мероприятия (фактически присутствовало 37 молодых людей, занимающихся научной деятельностью).

Для участия в мероприятии было представлено 160 докладов, которые после редактирования опубликованы в электронном сборнике конференции в форме научных статей.

Конференция проводилась в рамках научного проекта, организованного в 2006 году лабораторией психологии профессионального развития личности ФГБНУ «Психологический институт РАО» под руководством проф., докт. психол. наук Л.М. Митиной. За 14 лет она превратилась в важное научное событие, в рамках которого российские и зарубежные исследователи – представители академической и вузовской науки – могут обмениваться мнениями по ключевым проблемам науки, образования, профессионального развития. Эта престижная междисциплинарная конференция объединяет представителей российской и международной науки из различных областей знания, в частности социальных и гуманитарных наук. 

Научная программа конференции включала пленарные заседания, работу секций, постер-сессии, круглые столы и мастер-классы. К ее началу выпущен сборник научных статей. В тематике пленарных заседаний и секций нашли отражение фундаментальные проблемы психологии образования, личностного и профессионального развития современного человека. 

Конференцию открыла председатель программного комитета проф., докт. психол. наук Л.М. Митина (Москва, Россия). С приветственным словом к собравшимся обратились: врио директора ФГБНУ «Психологический институт РАО» П.А. Сергоманов (Москва, Россия), академик-секретарь отделения  РАО, проф., докт. психол. наук С.Б. Малых (Москва, Россия), президент Международной ассоциации профессоров славянских стран (АРSС), проф., докт. пед. наук Е.М. Рангелова (София, Болгария), ректор Естественно-гуманитарного университета, проф., докт. пед. наук Т. Захарук (Седльце, Польша), действительный член Белорусской академии наук, проф., докт. пед. наук А.П. Сманцер (Минск, Беларусь), декан факультета педагогики и искусства Университета Яна Кохановского, проф., докт. пед. наук С. Кожей (Кельце, Польша).

На пленарном заседании выступили ведущие российские ученые: руководитель научного проекта докт. психол. наук, проф. Л.М. Митина (ПИ РАО, г. Москва); докт. психол. наук, проф., академик РАО И.В. Дубровина (ПИ РАО, г. Москва); докт. пед. наук, проф., академик РАО А.А. Вербицкий (МПГУ, г. Москва); докт. психол. наук, проф., член-корр. РАО В.И. Панов (ПИ РАО, г. Москва); докт. психол. наук, проф. И.В. Вачков (МПГУ, г. Москва); докт. психол. наук, проф. М.К. Кабардов (ПИ РАО, г. Москва); докт. психол. наук, проф. М.М. Кашапов (ЯРГУ, г. Ярославль), докт. психол. наук, проф. А.К. Осницкий (ПИ РАО, г. Москва); докт. психол. наук, проф. В.А. Толочек (ИП РАН, г. Москва); докт. пед. наук, проф. И.Л. Федотенко (ТГПУ, г. Тула); докт. психол. наук, проф. Н.Б. Шумакова (ПИ РАО, г. Москва); докт. психол. наук, проф. Е.И. Щебланова (ПИ РАО, г. Москва) и другие, а также зарубежные участники конференции: докт. пед. наук, проф. Е.М. Рангелова (г. София, Болгария); докт. пед. наук, проф. С.Г. Чавдарова-Костова (г. София, Болгария); канд. пед. наук, проф. Г.Д. Петров (г. София, Болгария); докт. пед. наук, проф. Т. Захарук (г. Седльце, Польша); докт. пед. наук, проф. С. Кожей (г. Кельце, Польша); докт. пед. наук, проф., академик Белорусской академии образования А.П. Сманцер (г. Минск, Беларусь); канд. пед. наук, проф. З.В. Лукашеня (г. Барановичи, Беларусь) и другие.

Пленарное заседание, посвященное теоретико-методологическому, концептуальному и технологическому обеспечению науки, образования и профессиональной деятельности, открыла профессор Л.М. Митина (Россия). Ею было представлено теоретико-эмпирическое исследование, выполненное в русле системного личностно-развивающего подхода, которое показало, что образование, построенное на основе последних достижений науки, может стать тем стратегическим ресурсом, который обеспечит новый вектор развития страны. Инновационная активность членов общества способна реализоваться в условиях повышения уровня профессионализма, который приобретает сегодня определяющее значение и является одним из показателей качества жизни людей и цивилизованности общества. Концепция и технология личностно-профессионального развития человека позволили построить инновационные проекты и программы непрерывного образования в школе, колледже, вузе на качественно новом уровне – в системе «наука–образование–профессия».

Очерчивая сущность и роль системно-личностного подхода в подготовке будущего педагога в условиях университетского образования, профессор Е.М. Рангелова (Болгария) представила научные взгляды на педагога в болгарской педагогической практике и место системно-личностного подхода в профессиональной подготовке студентов. Особое внимание уделено роли системно-личностного подхода в формировании профессиональных педагогических умений и навыков студентов – будущих педагогов. 

Профессор И.В. Дубровина (Россия) свой доклад посвятила научной разработке программ психологического образования в вузе, подчеркнув важность учета уровня психологической готовности студентов, сформированного на предыдущих этапах процесса непрерывного образования. 

В выступлении профессора А.П. Сманцера (Беларусь) подверглись научному анализу психолого-педагогические закономерности личностно-профессионального развития будущего учителя. В настоящее время переосмысливается и обосновывается специфика их проявления в информационно-компьютерной среде классического университета. 

В докладе профессора А.А. Вербицкого (Россия) изложены научные представления о психолого-педагогических основах традиционного, программированного и цифрового обучения, реализующих технократические модели их организации. Докладчик, основатель психолого-педагогической теории контекстного образования, исходит из представления о необходимости реализации деятельностного подхода (при некотором пересмотре его основных положений) к обеспечению единства обучения и воспитания в гуманистически ориентированном процессе образовательной деятельности. 

О значимости научно-обоснованной социальной инклюзии в вузе рассказали в своем выступлении профессор Т. Захарук и канд. пед. наук Е. Ювко (Польша). Они отметили также необходимость в предоставлении равных шансов на образование для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. В докладе ученых подчеркивалось значение профессиональной деятельности как важнейшей части жизни человека, оптимизирующей процесс социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. 

В совместном докладе профессора С. Кожея (Польша) и доцента Е.С. Асмаковец (Россия) показаны преимущества использования системного личностно-развивающего подхода в кросс-культурных исследованиях профессионального становления человека.

В докладе профессора М.М. Кашапова (Россия) сделан акцент на концептуальное определение профессионализации мышления субъекта. Представлена попытка интегрировать показатели мышления и профессионального развития. Выделены основные типы показателей профессионализации мышления субъекта: динамические, функциональные, структурные. 

Профессор Г.Д. Петров (Болгария) в своем выступлении дал научную оценку «гендерной» идеологии, замаскированной под идею прав человека и навязывающей конкретные образовательные методы в сочетании с «новаторским» половым воспитанием, которые в течение многих лет применяются в некоторых западных странах и являются признанием так называемого «третьего пола». В связи с этим особое значение, по мнению докладчика, имеет деятельность специалистов – педагогов, психологов и социальных работников для предотвращения этой пагубной, по мнению автора, идеологии.

Профессором Е.И. Щеблановой (Россия) участникам конференции представлены данные научного исследования взаимосвязей субъективных оценок школьной программы учащимися восьмых и девятых классов с показателями их интеллектуальных способностей и социально-психологической адаптированности. Показана необходимость учета мнения обучающихся детей при оценке эффективности программы обучения.

Выступление профессора Н.Б. Шумаковой было посвящено проблеме соотношения креативности и социального интеллекта в старшем подростковом возрасте. Результаты теоретико-эмпирического исследования свидетельствуют о сложной и неоднозначной связи социального интеллекта с креативностью у старших подростков. Эта связь опосредована такими факторами, как пол и система взаимодействия. Высоко креативные подростки, по сравнению с их менее креативными сверстниками, более успешны в решении проблем взаимодействия в системе подросток–учитель, но могут быть менее успешными в решении проблем с родителями. 

Профессор И.Л. Федотенко (Россия) и доцент Л.М. Тарантей (Беларусь), занимающиеся теоретическими и прикладными исследованиями проблем психологической безопасности современного университета, раскрыли потенциальные и реальные риски образовательного пространства для здоровых студентов и студентов с проблемами физического или психического здоровья. Авторами описаны основные индикаторы психологической безопасности среды университета. Разработана и реализована научно обоснованная технология подготовки будущих педагогов к проектированию психологически безопасной образовательной среды.

Профессор А.К. Осницкий (Россия) и старший преподаватель Частного учреждения высшего образования «Московская гуманитарно-техническая академия» К.И. Хлопцев (Россия) в своем выступлении отметили отсутствие показателей устойчивости (надежности) при изучении разных стилей поведения человека, а также сопоставили показатели устойчивости стилевых характеристик саморегуляции, полученные при использовании разных диагностических средств – опросника ССПС (автор В.И. Моросанова) и опросника «Саморегуляция» (автор А.К. Осницкий). 

Проблеме стилей делового общения (СДО) как модели изучения более общей проблемы стилей в психологии был посвящен доклад профессора В.А. Толочека (Россия), в котором анализировались исторически сложившиеся подходы, парадоксы исследования, возможности СДО как модели в изучении структур и эволюции психологических систем, их включенности в системы разного уровня. При этом в качестве единицы анализа рассматривалась диада «субъект–субъект».

Канд. пед. наук, профессор З.В. Лукашеня (Беларусь) научно обосновала результаты консалтингового сопровождения процесса формирования технологической культуры педагога на примере опыта школьных учителей, что подтверждает продуктивность использования данного подхода для повышения уровня технологической культуры специалистов непосредственно на рабочем месте. 

В презентации профессора И.В. Вачкова (Россия) участникам конференции были представлены результаты широкомасштабного научного исследования, проведенного в 74 регионах России с целью выявления оценок субъектами образовательного процесса степени их общественного участия в деятельности школ. Было обнаружено, что оценки руководителей образовательных организаций и педагогов существенно отличаются от оценок родителей, считающих, что они готовы к более активному участию как в разработке основных образовательных программ, так и в других аспектах деятельности школ. 

В докладе профессора С.Г. Чавдаровой-Костовой (Болгария) изложены основные параметры подготовки студентов факультета педагогики Софийското университета «Св. Климента Охридского», касающиеся профессионального взаимодействия с родителями учеников. Представлен опыт обучения дисциплине «Семейная педагогика», а также результаты теоретико-эмпирического исследования взаимодействия учителей и родителей в школах Болгарии. 

Проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов рассматривалась профессором Т.Т. Щелиной (Россия) с учетом особенностей профессионального выбора современной молодежи, готовности молодых людей к анализу внутренних ресурсов и соотнесению их с требованиями профессии. 

9 июля в рамках конференции состоялась работа трех секций: 

1. Наука – школьное образование – профессия: настоящее и будущее.

2. Наука – высшее образование – профессия: от традиции к инновации.

3. Наука – непрерывное образование – профессия: общие закономерности и индивидуальные траектории.

В первой секции участниками с интересом были заслушаны содержательные доклады, представленные отечественными учеными и гостями из стран славянского содружества: Л.И. Акованцевой, Н.А. Борисенко, Е.С. Беловой, Е.В. Высоцкой, Т.А. Ковалевой, И.И. Маниной, Г.В. Митина, Л.А. Мосуновой, Н.В. Петриковой, Т.А. Поповой (Россия), а также К.С. Костова (Болгария), С. Кожей (Польша), М.П. Мариновой (Болгария), Т.А. Чернего (Беларусь). В выступлениях ученых были освещены научно-прикладные вопросы, связанные с особенностями протекания кризисных процессов в семьях, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра; индивидуальными различиями в раскрытии творческого потенциала детей дошкольного возраста; выявлением специфических особенностей восприятия детьми знаковой информации в современных образовательных ресурсах, тормозящих развитие психических функций; использованием методов артлоготерапии для формирования смысложизненных ориентаций школьников; разработкой программ с привлечением волонтеров-медиаторов для профилактики деструктивного поведения подростков; изменением роли и функций учителя, использующего интерактивные цифровые учебники и возможности оптимизации учебного процесса и другие.

Актуальностью в контексте современных научных проблем высшего образования, дискуссионностью можно охарактеризовать доклады, представленные во второй секции. Авторами сообщений явились российский ученые – О.А. Анисимова, Е.С. Асмаковец, Е.Д. Божович, А.К. Беданокова, З.Н. Галина, М.Н. Коцина, О.А. Москвитина, М.В. Селезнева, Т.А. Сидорчук, М.А. Сидорчук, Т.Г. Хащенко, С.О. Щелина и др., а также В.П. Вишневская (Беларусь), Л.П. Гимпель (Беларусь), В.Д. Господинов (Болгария). В выступлениях подняты проблемы о теоретико-методологических основаниях формирования творческой личности будущего учителя с позиций междисциплинарного подхода; важности грамотной техники построения тестов, предназначенных для контроля знаний студентов-психологов и их качественном анализе; связи виктимности студентов с низким уровнем их стрессоустойчивости и жизнестойкости; профессионально-психологических трудностях преподавателей вуза, связанных с их готовностью к переходу на новый стандарт, ориентированный на электронное обучение; переобучении людей предпенсионного возраста для сохранения их трудовой активности, о необходимости реформирования системы геронтообразования и другие.

Активно обсуждались доклады третьей секции об общих закономерностях и индивидуальных траекториях непрерывного образования. Живой отклик у слушателей вызвали практико-ориентированные выступления о значимости принципа «системности и систематичности» для личностно-профессионального развития человека в условиях дискретности образовательных программ и уровней непрерывного образования (канд. пед. наук, доц. Н.А. Рыбакина, Россия); о профессиографическом анализе деятельности наставников молодежных предпринимательских проектов (канд. психол. наук, доц. М.В. Прохорова, Россия); об основных тенденциях психологической помощи населению в онлайн-режиме (Н.И. Филимонова, Россия); развитии социального интеллекта у субъектов волонтерской деятельности (Н.Н. Учаева, Беларусь).  

Тематическое разнообразие и качественный уровень докладов (пленарных, секционных и стендовых), представленных на конференции, соответствовал цели и задачам научного мероприятия. Тематика докладов продемонстрировала широкий охват научных проблем, рассматриваемых на конференции.

На выездной сессии, прошедшей в рамках конференции 10 июля, состоялось два круглых стола: 

1. «Творческая активность личности как психологическая основа эффективной профессионализации» (на основе исследований, выполняемых по гранту РФФИ 18-013-00395). Ведущие: Л.М. Митина, докт. психол. наук, проф. (Москва, Россия); Л.И. Акованцева (Москва, Россия); Г.В. Митин, канд. психол. наук (Москва, Россия); Е.В. Токарева, доц., канд. психол. наук (Москва, Россия); С.О. Щелина (Арзамас, Россия). 

2. «Полисубъектное взаимодействие «педагог–учащийся» в эпоху социального перелома» (Ведущие: Л.М. Митина, докт. психол. наук, проф. (Москва, Россия); Е.М. Рангелова, докт. пед. наук, проф. (София, Болгария); Т. Захарук, докт. пед. наук, проф. (Седльце, Польша); А.П. Сманцер, докт. пед. наук, проф. (Минск, Беларусь); З.Н. Галина, канд. психол. наук (Москва, Россия).

Проведено два мастер-класса: 

1. Профориентация для «трудных» подростков (ведущая – Л.В. Брендакова, канд. психол. наук, Обнинск).

2. Психолого-педагогические практики личностного развития детей младшего школьного возраста (ведущая – Т.А. Ковалева, Рославль). 

Состоялась научная дискуссия участников конференции о возможных перспективах развития образовательного пространства и профессионального будущего, альтернативных сценариях и трендах индивидуальных профессиональных траекторий современного поколения. Подводя итоги дискуссии, ее участники пришли к консенсусу относительно необходимости интеграции науки, образования, профессиональной деятельности для конструктивного реагирования на вызовы динамично изменяющихся условий жизни.

11 июля состоялось заключительное пленарное заседание. Были подведены итоги работы конференции, представлены отчеты руководителей секций. Завершая работу конференции, председатель программного комитета, докт. психол. наук, проф. Л.М. Митина отметила, что прошедшая конференция явилась крупным научным событием, которое будет способствовать дальнейшему развитию, взаимообогащению и взаимополаганию новых научных подходов, инновационных технологий и образовательных практик, позволяющих создать целостное видение системы «наука–образование–профессия» как стратегического ресурса научно-технологического развития Российской Федерации на современном этапе глобализации.

Собравшиеся отметили высокий уровень прошедшего научного мероприятия, поблагодарили организаторов и высказали пожелание продолжить сложившуюся традицию. 

За неделю до начала мероприятия все участники получили электронный сборник статей (http://www.pirao.ru/upload/iblock/0eb/SBORNIK_PI_RAO_2019_2.pdf)  и программу конференции (http://www.pirao.ru/events/1873/). Сборник размещен на сайте Психологического института РАО и постатейно выкладывается в РИНЦ. В день открытия участникам были предоставлены материалы конференции, по ее окончанию – сертификаты участников XV Юбилейной международной научной конференции 2019 года «Наука – Образование – Профессия: системный личностно-развивающий подход».

После окончания научного события на сайте ФГБНУ «Психологический институт РАО» были выставлены итоговый отчет о работе конференции и фотоматериалы.

Фотогалерея