XIII Международная научно-практическая конференция «Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения»

XIII Международная научно-практическая конференция «Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения»

9 июля 2017

XIII Международная научно-практическая конференция «Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения», ежегодно проводимая лабораторией (группой) психологии профессионального развития личности, состоялась 5-8 июля на базе Смоленского Государственного Университета. Цель конференции – обсуждение учеными и практиками разных стран широкого культурного контекста жизнедеятельности современного человека, что позволяет изучать профессиональную жизнь людей целостно в единстве как личностно- профессионального развития, так и профессионального регресса, в единстве как «позитивной» профессиональной эволюции, так и «негативной», как факторов, способствующих, так и препятствующих развитию специалистов, как «явных» (периоды активной профессиональной деятельности), так и «латентных» фаз (предподготовка к профессии, профессиональное обучение, переподготовка и т.д.) личностно-профессионального развития детей, молодежи, взрослых.

XIII Международная научно-практическая конференция «Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения», ежегодно проводимая лабораторией (группой) психологии профессионального развития личности, состоялась 5-8 июля на базе Смоленского Государственного  Университета. Цель конференции – обсуждение учеными и практиками разных стран широкого культурного контекста жизнедеятельности современного человека, что позволяет изучать профессиональную жизнь людей целостно в единстве как личностно- профессионального развития, так и профессионального регресса, в единстве как «позитивной» профессиональной эволюции, так и «негативной», как факторов, способствующих, так и препятствующих развитию специалистов, как «явных» (периоды активной профессиональной деятельности), так и «латентных» фаз (предподготовка к профессии, профессиональное обучение, переподготовка и т.д.) личностно-профессионального развития детей, молодежи, взрослых.

В работе конференции приняли участие более 150 представителей из Беларуси, Болгарии, Польши, Китая и многих регионов России.

Конференцию открыла председатель программного и организационного комитетов проф., д.пс.н. Митина Л.М. С приветственным словом к собравшимся обратились: исполняющий обязанности ректора Смоленского Государственного Университета, доцент, к. ист. н. Артеменков М.Н. (Смоленск), зав.лаб. ФГБНУ «Психологический институт РАО», проф., д.пс.н. Кабардов М.К. (Москва), Президент Международной ассоциации профессоров славянских стран, профессор Софийского университета Св. Кл. Охридского, проф., д.п.н. Рангелова Е.М. (Болгария); академик Белорусской Академии наук, профессор Белорусского государственного университета, проф., д.п.н. Сманцер А.П. (Беларусь); декан факультета педагогики и искусства Университет Яна Кохановского в Кельце, проф., д.п.н. Кожей С., (Польша), доцент Института правительственного управления Хэйлунцзянского университета, д.пс.н. Лю Цунъин (Китай).

Пленарное заседание было посвящено теме «Теоретико-методологические и практические проблемы личностного и профессионального развития человека». Заседание открылось выступлением проф. Митиной Л.М., в котором было показано, что полисубъектная общность является психологической основой инновационной образовательной среды, в которой активизируются мотивационно-ценностные ресурсы личностного и профессионального развития детей, молодежи, взрослых (учащихся и педагогов). Проф. Рангелова Е. в своем докладе конкретизировала условия, в которых реализация сущностных характеристик комплексного подхода превращается в фактор формирования профессиональных компетентностей студентов. Проф. Дубровина И.В. (Москва), в свою очередь, подчеркнула положение о ведущей роли личности преподавателя вуза в профессиональном, социально-нравственном, культурном развитии студента как гражданина и будущего специалиста в той или иной области общественной жизни. В своем выступлении проф. Панов В.И. (Москва) обратил внимание на то, что изучение одаренности как психического феномена затруднено наличием ряда парадоксов: терминологического, этимологического, феноменологического, теоретико-методологического и диагностического. Результаты кросскультурного исследования готовности к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья студентов направления «Социальная работа» России и Польши были представлены в докладе проф. Кожея С. (Кельце) и доц. Асмаковец Е.С. (Омск). В докладе проф. Сманцера А.П. были обоснованы cущностные характеристики личностно-развивающей концепции образовании, выявлены ее основные сферы. Проф. Поваренковым Ю.П. (Ярославль) раскрыто психологическое содержание трёх видов задач профессионального пути: задач профессиональной деятельности, задач карьерного и задач профессионального развития; выявлены механизмы их взаимодействия. Доцент Лю Цунъин поделилась опытом совершенствования кадровой политики в Китае. Оригинальная трактовка понятия «педагогическая технология» была предложена проф. Вербицким А.А. (Москва), который выделил требования к компетенциям преподавателя, разрабатывающего и использующего педагогические технологии контекстного образования. В своем докладе проф. Полякова Е.С. (Минск) обосновала необходимость модернизации образовательного процесса и формирования компетентностей учителей музыки и изобразительного искусства. Об особенностях гетерогенной образовательной среды, потенциальных рисках, а также ресурсах развития личности студента доложила проф. Федотенко И.Л. (Тула). Д.пс.н. Божович Е.Д. (Москва) привела результаты исследования, в которых показано, что даже у квалифицированных учителей психолого-педагогическая компетентность носит фрагментарный и неравномерный характер. В качестве механизма запуска профессионально-личностного развития будущего учителя проф. Лукашеня З.В. (Барановичи) предложила использование в учебном процессе имитационного моделирования, которое осуществляется при реализации консалтингового сопровождения.

7 июля состоялась работа секций «Психология личностного и профессионального развития субъектов дошкольного и школьного образования», «Психология личностного и профессионального развития субъектов среднего специального и высшего профессионального образования», «Психология личностного и профессионального развития субъектов профессиональной деятельности». Большой интерес вызвали доклады Акованцевой Л.И. (Москва), Анисимовой О.А.(Смоленск), Асмаковец Е.С. (Омск), Брендаковой Л.В. (Обнинск), Вачкова И.В. и Вачковой С.Н. (Москва), Гуляевой Т.В. (Минск), Есиковой Т.В. (Санкт-Петербург), Ковалевой Т.А. (Рославль), Колмаковой И.Г. (Москва), Коцина М.Н. (Рязань), Лу Юйся (Пекин), Митина Г.В. (Москва), Раевской Т.Г. (Москва), Сергеевой А.В. (Смоленск), Сидорчук Т.А. (Смоленск), Сороки В.А. (Минск), Чмыхало С.М. (Смоленск) и др.  В рамках отдельной секции (молодежной) с сообщениями выступили школьники и студенты. День закончился общей дискуссией участников конференции.

8 июля прошли круглые столы. На заключительном пленарном заседании были подведены итоги работы конференции, представлены отчёты руководителей секций, обсуждена предварительная программа следующей конференции.

Завершая работу конференции, проф. Митина Л.М. отметила, что интеграция научного и научно-практического потенциала ученых разных стран, основанная на знаниях, методиках и практических разработках, обеспечивает решение многих проблем личностного и профессионального развития детей, молодежи, взрослых.

За неделю до начала конференции всем участникам (очным и заочным) были разосланы сборник статей и программа конференции (см. стр. группы Митиной Л.М. на сайте ин-та). В начале работы конференции все участники были обеспечены материалами конференции, а по окончании – сертификатами участия в XIII Международной научно-практической конференции «Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения».

Для участников конференции были организованы обзорная экскурсия по достопримечательностям г. Смоленска, посещение усадьбы-музея князей Тенешевых.

Фотографии [смотреть]