III Рождественские встречи в Психологическом институте

III Рождественские встречи в Психологическом институте

16 ноября 2016

В январе 2017 года состоялись III Рождественские встречи в Психологическом институте, в рамках которых была проведена научно-практическая конференция «Духовные основы развития личности» (председатель – В.В.Рубцов, действ. чл. РАО, ведущий – А.А.Мелик-Пашаев, д.псх.н. ). Инициаторами и организаторами ее выступили сотрудники научно-исследовательской группы «Научный архив ПИ РАО», соучредителями– Психологический институт, Московский государственный психолого-педагогический университет и Институт психологии им. Л.С.Выготского. В работе приняли участие священнослужители, научные сотрудники, практические психологи и психотерапевты, преподаватели и студенты вузов.

В январе 2017 года состоялись III Рождественские встречи в Психологическом институте, в рамках которых была проведена научно-практическая конференция «Духовные основы развития личности» (председатель – В.В.Рубцов, действ. чл. РАО, ведущий – А.А.Мелик-Пашаев, д.псх.н. ). Инициаторами и организаторами ее выступили сотрудники научно-исследовательской группы «Научный архив ПИ РАО», соучредителями– Психологический институт, Московский государственный психолого-педагогический университет и Институт психологии им. Л.С.Выготского. В работе приняли участие священнослужители, научные сотрудники, практические психологи и психотерапевты, преподаватели и студенты вузов. 

Три тематических блока конференции «Духовные заветы подвижников веры в жизни личности и общества», «Духовные ценности и психология современного воспитания и образования», «Человек в решении жизненных проблем: памяти Т.А.Флоренской» позволили провести обсуждение широкого круга актуальных духовно-психологических проблем.

В своем выступлении Е.Ю.Садовникова,к.биол.н., президент Фонда наследия митрополита Антония Сурожского, рассказала о подвижнических трудахиерарха Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии, своего духовного наставника митрополита Антония (1914-2003) и выделила ряд психологических аспектов в содержании его проповедей и бесед. Человек острого и глубокого ума, незаурядной одаренности и безупречной интеллектуальной честности (С.Аверинцев) владыка сумел отрефлексировать религиозный опыт нашего времени и передать доступным языком даже неискушенным в вопросах богословия людям. Обращение к его наследию – это приобщение к живому слову о Живом Боге и живому делу во имя Бога.Одним из таких дел сталомировое хосписное движение, вдохновителем которого был митрополит Антоний.

Для участников конференции был организован эксклюзивный показ документального фильма «На пороге» (OntheThreshold), при съемках которого использовались уникальные материалы лондонского Имперского военного архива и московского Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина. Фильм был задуман и снят студентом Бристольского университета Дж. Дженкинсом. В нем двадцатилетний молодой человек запечатлел опыт своих личных встреч и бесед с архимандритом Антонием. Владыка отвечал на его очень непростые вопросы о сути бытия, смысле человеческой жизни и смерти. Слова владыки о том, что страх смерти побеждается только величием жизни человека, произвели на молодежную аудиторию конференции очень глубокое впечатление и, судя по реакции, заставили задуматься над смыслом собственных поступков.

В докладе Е.В.Бахадовой «Духовность и преодоление страданий: из опыта работы в хосписах», к.псх.н., доцента кафедры проектирующей психологии Института Психологии им. Л.С.Выготского,были рассмотрены различные подходы к пониманию качества жизни в условиях паллиативной помощи. При всех уровнях заботы, которые может предоставить  медицинское учреждении, – сказала докладчик,– для инкурабельных больных наиболее важным остаетсявопрос качества жизни и, прежде всего, его духовная составляющая: «зачем жить» и «как жить». Экзистенциальные категории и христианское основание  понимания смысла жизни и смерти выводят тех, кто помогает больным, на уровень сострадания, совместного противостояния и, тем самым, на уровень «человеческого роста». И размышления митрополита Антония Сурожского помогают увидеть «измерение вечности» в этом противостоянии. Е.В.Бахадова рассказала о практике работы в московских хосписах творческих команд волонтеров, куратором которой она является, и поделилась своими наблюдениями за тем, как внутренне меняются и духовно возрастают студенты – участники этих команд.

В докладе к.п.н., проф. кафедры философских и гуманитарных дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института А.М. Копировского «Понятие “центра” в эстетической практике как основа духовно-душевного развития личности» была проанализирована ситуация упадка эстетического образования в нашей странев эпоху постмодерна. Ее причины автор связал не только с воздействиемнегативных общесоциальных факторов, но и с сознательным отказом художников от традиционных представлений об искусстве, от категории образа, целостности, содержательности и т.д. Необходимость развития эстетического образования была поставлена им в связь с восстановлением этих понятий. Опираясь на оценки и рекомендации Х.Зедльмайра, В.Бычкова и другихизвестных исследователей искусствадокладчик предложил для приобретения эстетического опыта разрабатывать не методики, ановые методологии, основанные на нахождении смыслового центра того или иного художественного явления (произведения). Подчеркнул, что эстетические ценности в настоящее время должны преподаваться в большей степени через эстетическую практику как обладающую безусловной значимостью для духовно-душевного развития человека, и сформулирован ряд направлений в эстетическом образовании, позволяющих развивать самостоятельно творческое мышление. В качестве исходного материала для эстетической практики было обосновано обращение к опыту русских религиозных философов. По мнению А.М.Копировского, в свете новых возможностей, открывающихся для эстетической практики с включением в нее религиозной проблематики, потребуется отход от многих привычных стереотипов: в частности, следует научиться избегать объективации духовных феноменов и сведения духовной сферы исключительно к сфере морально-нравственной.

По убеждению автора доклада «Религиозное и художественное воспитание» д.псх.н.,гл. ред. журнала«Искусство в школе»А.А.Мелик-Пашаева, воспитание человека – это  единый процесс духовного возрастания личности, отдельные «виды воспитания» представляют собой лишь условно различаемые аспекты этого единого процесса. Сэтих позицийдокладчик подошел к рассмотрению вопроса взаимодействия религиозного и художественного воспитания ребенка, изначальное единство которых обеспечивается, по его мнению, общностью психологического опыта, лежащего в их основе, а именно: переживание окружающего мира как родственного человеку, живого и полного смысла. Чувство и осознание внутренней жизни и смысла во всем  бытии, свойственное ихудожнику, и ребенку,есть «основная религиозная интуиция» (В. Зеньковский). Но переживание такого рода должно предшествовать как усвоению религиозных идей и норм поведения, так и освоению специальных навыков и знаний в области того или иного искусства. Религиозное значение раннего приобщение к искусству связано с тем, что оно предполагает пробуждение в ребенке творческого дара, который, по мнению ряда христианских мыслителей, более всего роднит человека с Богом. Докладчик познакомил аудиторию с яркими примерами из педагогической практики, свидетельствующие о единстве религиозного и художественного воспитания человека, но, говоря о художественном творчестве как об одной из составляющих религиозного воспитания,  докладчик  обратил внимание на типичную ошибку педагогов, когда творчество детей вынужденно связывают или ограничивают религиозной тематикой.

Проблеме «Одаренность и духовные ценности в психологическом исследовании» было посвящено выступление Е.И.Щеблановой, д.псх.н., зав. лаб. одаренности ПИ РАО. Проведя анализ внушительной базы современных библиографических источников, докладчик выявила дискуссионные стороны научно-теоретических подходов к рассмотрению и интерпретации основных понятий психологии одаренности в англоязычной научной литературе и предложила свою модель теоретического преодоления выявленной смысловой хаотичности, связанной с духовно-нравственной ориентацией их авторов.

Д.псх.н. Н.Б.Шумакова представила результаты многолетнего исследования, направленного на изучение мировосприятия одаренных детей. В ее докладе «Своеобразие образа мира у одаренных подростков» нашли психологическое отображение составляющие того духовного феномена, который мы называем «дар творчества». По мнению аудитории, проведенное исследование подтвердило возможности психологического анализа определенных ракурсов сложных духовно-личностных образований.

На заседание юбилейного круглого стола, посвященного 80-летию со дня рождения известного православного психолога, д.псх.н. Т.А.Флоренской собрались коллеги Тамары Александровны по работе в Психологическом институте, продолжатели разработанного ею метода духовного диалога, люди, знавшие и не знавшие ее при жизни.Состоялся заинтересованный и содержательный диалог об основных событиях жизненного пути и профессиональной деятельности ученого, преобразовательном потенциале духовно-нравственной психотерапии, духовно-нравственных ценностях и обретении духовного Я, трудностях работы с современными семьями, особенностях консультативной работы с детьми и их родителями, состоянии научного анализа и популяризации творческого наследия ученого в Психологическом институте и др. С искренним вниманием  участники круглого стола слушали протоиерея Виктора Дорофеева, зав. методическим кабинетом Московской епархии, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Кудиново, где ныне покоится Тамара Александровна, прочувствованное слово ее коллеги и другад.псх.н. Д.Б.Богоявленской, размышления о духовном диалоге в педагогической, коррекционной и психотерапевтической работе руководителя Студии духовно-творческого развития «Золотые ключики» Т.Г.Кислицыной, к.псх.н., доц. факультета педагогического образования МГУ Г.В.Новиковой, к.псх.н.,зав.кафедрой психологической реабилитации МГППУ А.М.Щербаковой, к.псх.н. Е.С.Беловой и др., познакомились с материалами архива Флоренской, хранящегося в Психологическом институте (к.псх.н.Е.П.Гусева, Серова О.Е.). Очень высок был интерес к научному наследию ученого со стороны молодых психологов – участников диалога. По окончании конференции студенты РГГУ обратились с благодарственным письмом на имя ее председателя В.В.Рубцова и с просьбой о переиздании трудов Т.А.Флоренской для более широкогоиспользованияих в учебной практике вузов.

О.Е.Серова, к.псх.н., ПИ РАО

Посмотреть фотографии