Психолого-педагогическая подготовка специалистов в университете: теория и практика

Психолого-педагогическая подготовка специалистов в университете: теория и практика

7 сентября 2016

2–6 сентября 2016 года в г. Китен (Болгария) состоялась XVI Международная научно-практическая конференция «Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалистов в университете». Она была организована по инициативе Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС) совместно с Софийским университетом «Св. Климента Охридски», Департаментом информации и совершенствования учителей и Департаментом спорта Болгарии, Пловдивским университетом «Паисия Хилендарски» (Болгария), Шуменским университетом «Константина Преславски» (Болгария), секцией «педагогика и психология» при СУБ.

2–6 сентября 2016 года в г. Китен (Болгария) состоялась XVI Международная научно-практическая конференция «Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалистов в университете». Она была организована по инициативе Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС) совместно с Софийским университетом «Св. Климента Охридски», Департаментом информации и совершенствования учителей и Департаментом спорта Болгарии, Пловдивским университетом «Паисия Хилендарски» (Болгария), Шуменским университетом «Константина Преславски» (Болгария), секцией «педагогика и психология» при СУБ.

В конференции приняли участие ученые в области педагогики, психологии и философии из девяти славянских стран: Беларуси, Болгарии, Македонии, Молдовы, Польши, России, Словакии, Украины, Чехии.

Работа проводилась по шести тематическим направлениям:

  1. Теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов университета (руководители – Л.М. Митина, Москва, Россия; П.А. Водопьянов, Минск, Беларусь);
  2. Теория и практика подготовки педагогов в университете (руководители – Н. Иванова, София, Болгария; Э. Онищенко, Санкт-Петербург, Россия);
  3. Содержание и технологии психолого-педагогической подготовки специалистов в университете» (руководители – С. Иванов, София, Болгария; Ф. Лустиг, Прага, Чехия);
  4. Социально-психологический климат в университете – условие  формирования  будущего профессионала (руководители – И. Федотенко, Тула, Россия; И. Димитров, София, Болгария);
  5. Преподаватель  современного университета (руководители – А. Сманцер, Минск, Беларусь; М. Кашапов, Ярославль, Россия);
  6. Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя к работе в инклюзивной образовательной среде (руководители – Т. Захарук, Седльце, Польша; Д. Левтерова, Пловдив, Болгария).

Открывая международную конференцию, председатель Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС), председатель программного и организационного комитетов конференции Е. Рангелова (София, Болгария) отметила важность и сложность качественной подготовки современных специалистов в условиях университетского образования, подчеркнув особую роль психолого-педагогических компетенций для их профессионального будущего.

Вопросам современного развития методологии и теории образования был посвящен пленарный доклад  С. Чавдаровой-Костовой (София, Болгария). В центре ее внимания – основания науки, процесс научных исследований и достижения знаний, экспликации и интерпретации информации.

Основываясь на данных теоретико-эмпирических исследований, Л.М. Митина (Москва, Россия) подчеркнула необходимость совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов, развивая их личностный «фундамент» (направленность, компетентность, гибкость, самосознание), который является   индикатором профессионального развития и профессиональной зрелости учителя. Интеграция инновационных технологий профессионального  развития личности в образовательный процесс университета позволит готовить специалистов, способных успешно работать в сложных социально-культурных условиях с поколением детей постиндустриального общества.

Е. Рангелова представила результаты экспериментального исследования, в основу которого положен опрос болгарских студентов об особенностях преподавания современных университетских профессоров. В докладе приведены оптимальные условия эффективного изложения лекционного материала, которые по мнению студентов, предполагают диалогичность общения, способность профессора университета к применению адекватной системы поощрений и наказаний и др.

Анализ взглядов студентов классического университета республики Беларусь на преподавателей, по результатам анкетирования, позволил А.П. Сманцеру (Минск, Беларусь) составить образ современного университетского преподавателя с его приверженностью научно-исследовательской, методической, образовательной и другим видам деятельности, обсудить вопросы, связанные с гуманизацией отношений преподаватель – студент.

Университетский преподаватель, по мнению Т. Захарук (Седльце, Польша), не может ограничиваться в своей работе только компетентностью и навыками преподавания. Напротив, согласно анкетному опросу студентов Седльцевского университета, педагогу важно оперативно реагировать на их проблемы, возникающие в процессе учебы; бороться с проявлениями социального отчуждения, нетерпимостью; реагировать на все формы социального и экономического неравенства, затрагивающих студентов, способствуя их социальной интеграции и минимизации потерь в процессе обучения.

В докладе И.Л. Федотенко (Тула, Россия) обращено внимание и выявлены причины роста уровня неоднородности образовательной среды средней и высшей школы; сформулированы основные риски и угрозы гетерогенного образовательного пространства; показана необходимость целенаправленной подготовки студентов к профессиональной деятельности в гетерогенных классах.

В сообщении  Д. Левтеровой (Пловдив, Болгария) подчеркивается роль «образовательной нейробиологии» как дисциплины в системе подготовки педагогов, работающих с детьми и студентами, имеющими особые образовательные потребности.

 Ф. Лустиг (Прага, Чешская Республика) и В. Димова (София, Болгария) представили "ISES Remote Lab SDK" – открытую модульную систему для проведения онлайн-экспериментов в ре¬жиме реального времени с дистанционным управлением; уникальный набор элементарных программных мо¬дулей в ISES SDK, благодаря которым экспериментальные дан¬ные могут быть легко экспортированы для дальнейшей обработки.

В ходе секционных заседаний конференции обсуждались наиболее интересные результаты исследований ученых разных стран, в том числе исследователей из России: Акованцевой Л.И., Асмаковец Е.С., Вачкова И.В., Митина Г.В., Сидорчук Т.А., Токаревой Е.В., Хабибуллина Э.Р. и др.

На заключительном пленарном заседании участники конференции отметили разнообразие представленных докладов по проблемам университетского образования, инновационных подходов и технологий к его реализации; подчеркнули целесообразность в дальнейшем расширении  международного сотрудничества и обмене научно-практическим опытом.

По материалам конференции был выпущен сборник научных докладов «Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете» / под ред. Е. Рангеловой. Книга 1, т.2. Издательство «ЕКС-ПРЕС», Габрово (Болгария), 2016, 416 с.

Авторы: Митина Л.М., Митин Г.В., Акованцева Л.И.

teoriya-i-praktika-01 teoriya-i-praktika-02 teoriya-i-praktika-03 teoriya-i-praktika-04 teoriya-i-praktika-05 teoriya-i-praktika-06 teoriya-i-praktika-07