Психология и образование: проблемы и перспективы. Тема "Трудно ли учить детей учиться"
На семинаре с докладом "Трудно ли учить детей учиться" выступила Галина Анатольевна Цукерман - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.
Галина Анатольевна говорила о проблеме взросления в XXI веке, о тех новых цифровых культурных средствах, которые на наших глазах перестраивают современное детство, и о том, как может быть решена проблема обучения и развития в контексте этих изменений. В докладе обсуждался вопрос о причинах снижения инициативности и поисковой активности с переходом детей в школу и обсуждалась роль содержания обучения и качества учебного сотрудничества учителя с детьми для формирования этих ключевых для умения учиться компонентов.
Дискуссию продолжил доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, Александр Ильич Савенков, который обосновывал необходимость и описывал практические трудности формирования исследовательской деятельности учащихся.
Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Зинаида Николаевна Новлянская обсуждала вопрос инициативы и поисковой активности в контексте развития творческих способностей детей, в частности, реализации авторского замысла при создании литературных текстов.
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени Ломоносова Анастасия Николаевна Сиднева связала вопрос об умении учиться с ключевым для педагогической психологии вопросом о сущности учения, и обозначила логику его исследования, обоснованную в исследованиях П.Я.Гальперина и В.В.Давыдова - изучение того, что "может быть" с целью понять то, "что есть".
В дискуссии участвовали педагоги и представители администрации школ, разработчики программ развивающего обучения, методисты, студенты и исследователи в области возрастной и педагогической психологии.