Наука в помощь сфере дошкольного образования
Открывая Форум, председатель Оргкомитета доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» Николай Веракса высказал пожелание: «Наша задача – приложить максимум усилий для того, чтобы создать такие условия, чтобы дети стали счастливыми, творческими, сильными, смелыми, чтобы они любили свою семью, приняли на себя ответственность за судьбу страны».
В обращении к участникам Форума заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева подчеркнула значимость мероприятия: «Это масштабное событие и дискуссионная площадка, где ведущие эксперты и педагоги могут поделиться опытом».
В свое приветствии академик РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, директор ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований Юрий Зинченко подчеркнул роль отечественной науки в развитии системы образования во всем мире и необходимость масштабных исследований детства для дальнейшего совершенствования системы образования.
На четвертых «Ориентирах детства» впервые был представлен фокус-регион, Чеченская Республика, в которой отмечается высокий рост качества образования и обновление инфраструктуры детских садов. Глава Чеченской Республики Герой России Рамзан Кадыров направил свое обращение к участникам Форума «Ориентиры детства», которое зачитала руководитель делегации заместитель директора Департамента дошкольного образования мэрии г. Грозного Бирлант Садуева.
Форум войдет в историю и еще одним знаменательным событием. Сенатор РФ Елена Писарева в своем выступлении сообщила о том, что осенью 2023 года планируется создать в составе Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре секцию по дошкольному образованию. Приветствуя это решение, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Дорофеева назвала его очень важным и своевременным для принятия верных государственных решений: «Необходимо, чтобы обязательно учитывалось независимое мнение экспертов, мнение педагогов, работающих «на земле».
Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк рассказала о самых важных вопросах, волнующих специалистов-дошкольников, и о связанных с ними ближайших образовательных событиях. Форум «Ориентиры детства», заметила Наталья Костюк, стал своеобразной подготовкой к конференции. Спикер также сообщила, что идет серьезная работа над Концепцией развития дошкольного образования до 2030 года, ее цель - создание условий для доступного качественного дошкольного образования.
С большим вниманием аудитория слушала выступление советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Натальи Алтыниковой о работе над сокращением документооборота в сфере дошкольного образования. Спикер сообщила, что уже с марта 2024 года будут выпущены сокращенные перечни документации, мониторингов, ГИС, запросов для детских садов, школ, СПО и вузов, что существенно облегчит работу педагогов-воспитателей.
Не менее актуальной теме новых профстандартов посвятила свой доклад председатель Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию Любовь Духанина. В скором времени будут внедрены профессиональные стандарты «Старший воспитатель», «Методист», «Педагог-дефектолог», «Наставник».
Тематический блок «Наука – дошкольному образованию» открыло выступление академика РАО, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ; первого заместителя директора, заведующего лабораторией психологии детства и цифровой социализации ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований, доктора психологических наук Александра Вераксы, который поделился результатами последних исследований развития ребенка в рамках Всероссийского проекта исследований детства «Растем вместе», уделив особое внимание ключевым факторам, влияющим на развитие речи ребенка.
В своем выступлении директор Института психологии и образования Казанского федерального университета, доктор исторических наук, профессор Айдар Калиммулин подчеркнул значимость системы подготовки кадров педагогов и необходимость ее развития, поделился опытом и рассказал о технологиях подготовки педагогов.
Проректор по научной работе Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), сотрудник кафедры ЮНЕСКО, кандидат исторических наук Ирина Комарова отметила, в свою очередь, важность вовлечения педагогов в современную науку, в том числе необходимость изучать данные науки о развитии ребенка в дошкольном возрасте.
Форум прошел при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, профильных комитетов Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Общероссийского профсоюза образования, Союза женщин России, Российского общества «Знание», других государственных и общественных организаций.