Всероссийская научная конференция «Николай Иванович Жинкин – выдающийся ученый, основатель отечественной психолингвистики: к 130-летию со дня рождения»
Заседание проходило в ФГБУН «Психологический институт РАО». Его открыла профессор Д.Б. Богоявленская. В своем вступительном слове, она подчеркнула нравственную высоту личных качеств Н.И. Жинкина, его служение науке.
Творческая биография Н.И. Жинкина (1893-1979) - одного из старейшин отечественной научной психологии – неразрывно связана с Психологическим институтом: здесь он начинал свой путь в науке под руководством профессора Г.И. Челпанова, здесь на основании результатов многолетних исследований написал свои инновационные работы по теоретическому и экспериментальному исследованию речевой деятельности, семиотических аспектов общения, механизмов внутренней речи и речевых расстройств, ставшие основанием для решение практических задач развития речи на родном и иностранных языках и получившие широкую международную известность.
В юбилейной научной конференции, проведенной в очном и дистанционном формате, приняли участие ведущие ученые ФБГНУ «Психологический институт РАО», ученые и преподаватели столичных и региональных научно-образовательных учреждений - ФГБУН «Института философии РАН», ФГБОУ «Российский Государственный гуманитарный университет», ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы».
Потенциал многовекторных инноваций Н.И. Жинкина определил широту проблемно-тематического диапазона прозвучавших выступлений: научные аспекты и возрастающая актуальность идей Николая Ивановича Жинкина (Д.Б. Богоявленская), инварианты его жизненного и научного пути (С.И. Гиндин), работа ученого в ГАХН и после ее закрытия (Т.Д. Марцинковская), события начала научной деятельности в 1920-х годах (Н.С. Полева), организующая роль речи в процессе решения проблемной ситуации (Е.С. Жукова), особенности понятия речевого поступка в кандидатской диссертации ученого (А.В. Захарова), проблема успешности коммуникации в работах Н.И. Жинкина: автор и читатель (К.В. Миронова), специфика коммуникации в учебной деятельности младших школьников (И.М. Улановская), распознавание слов как смысловых единиц на начальном этапе освоения чтения (А.Д.Лобанова), психологические аспекты киноязыка в работах Н.И. Жинкина (В.С. Собкин), теория механизмов речи и учебного кино Н.И. Жинкина в логопсихотерапии (Н.Л. Карпова), биография творчества языком исторического документа (О.Е. Серова), рассмотрение тематики психологических факторов порождения речевой идентификации (В.И. Екинцев), роли и значения интонации в речевой коммуникации (на примере изучения русского языка как иностранного) (А.В. Шестакова) было представлено в форме письменных докладов. В ходе конференции профессору С.И. Гиндину по скайпу был задан, по определению слушателя, «детский вопрос» о том, возможно ли представление о просто «лингвистике» без соотнесения с «психо», ведь язык – это произведение человеческой психики. Ответ профессора С.И. Гиндина, в котором он отметил существование психических моментов в любом языковом акте, хотя в науке и существует раздел просто лингвистики, удовлетворил аудиторию психологической конференции. После доклада, представленного А.Д. Лобановой, со стороны слушателей были заданы уточняющие вопросы об использовании методики, о наличию изображений в предъявляемом материале, и был сформулирован вопрос самим докладчиком о реальном осуществлении возможности «задать осмысленность» уже на этапе прочтения слова, «а не так, чтобы ребенок сначала слогами читал, вслух произносил, себя услышал - и только тогда понял (или нет), что он прочитал», который заставил задуматься уже аудиторию слушателей.
Проведенный участниками конференции многоаспектный анализ содержания и потенциала научного наследия Н.И. Жинкина показал, что ученый сумел определить философско-психологические и психолого-экспериментальные контуры и достичь выдающихся успехов в разработке такого пласта научного знания, уровень которого только предстоит осмыслить современным психологам в рамках междисциплинарных исследований.