Пост-релиз III Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире»

Пост-релиз III Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире»

6 июня 2023
1 – 2 июня прошел III Международный психологический форума «Ребенок в цифровом мире» (digitalchildhood.org). Форум проводится по инициативе Психологического Института Российской академии образования совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Российским психологическим обществом и при поддержке Министерства науки и высшего образования, а также Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Пост-релиз III Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире»

Два дня активного взаимодействия психологов, медиков, педагогов, практиков, производителей детского контента, в режиме онлайн, на русском, английском и испанском языках собрали у экранов свыше 10.000 человек из Афганистана, Анголы, Аргентины, Австралии, Азербайджана, Армении, Бахрейна, Бангладеша, Барбадоса, Республики Беларусь, Бельгии, Боливии, Бразилии, Брунея, Болгарии, Венесуэлы, Гайаны, Гватемалы, Германии, Греции, Зимбабве, Израиля, Индии, Индонезии, Иордании, Ирана, Ирака, Испании, Италии, Казахстана, Канады, Кении, Кипра, Китая, Колумбии, Кубы, Ливана, Маврикия, Малайзии, Мексики, Мозамбика, Молдовы, Намибии, Непала, Нидерландов, ОАЭ, Панамы, Парагвая, Перу, Португалии, России, Сербии, Сейшельских островов, Словении, США, Турции, Узбекистана, Уругвая, Хорватии, Чили, Эквадора, Японии и других стран.

На Форуме были затронуты актуальные вопросы развития детей, современные тенденции образования, социализации детей в связи с цифровизацией, влияние социальных сетей и Интернет-пространства на психическое и физическое здоровье детей.

В рамках III Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире» было проведено десять симпозиумов, заслушаны выступления 85 спикеров из 20 стран, более 200 докладов были представлено в режиме видеопрезентаций. Модераторами Форума выступили Александр Николаевич Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО, вице-президент РПО, академик РАО (Россия), Аполлинария Вадимовна Чурсина, научный сотрудник Психологического института РАО, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, докторант Школы наук о здоровье Университета Гранады (Испания),  Анна Валентиновна Лейбина, доцент факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (Россия).

Церемония открытия началась с приветственного слова председателя организационного комитета Форума, президента Российского психологического общества, декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директора Психологического института РАО, академика РАО Юрия Петровича Зинченко. В своем приветствии, обращённом к участникам Форума, Юрий Петрович подчеркнул, что Форум является традиционной площадкой междисциплинарного диалога, взаимодействия представителей кафедр ЮНЕСКО и Всемирной организации дошкольного образования (OMEP) при ЮНЕСКО.

С приветственным словом от Латиноамериканского союза психологических организаций (ULAPSI) выступила его генеральный секретарь Каролина Молл. Каролина отметила важность тематики Форума для профессии психолога и педагога.

Президент Панафриканского психологического союза (PAPU) Сет Купер подчеркнул, что именно совместная работа поможет создать благополучное общество и будущее наших детей, чему способствует проведение Форума.

Президент Кубинского психологического общества Хорхе Энрике Торральбас Осле в своем выступлении отметил, что все сферы жизни современного человека сосредоточены в телефоне, гаджеты стоит рассматривать прежде всего как инструменты, а не артефакты. Киберпространство становится точкой взаимодействия не только в социальной, но и политической жизни, в этой связи необходимо помнить о таком понятии, как экспертность. Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО Галина Владимировна Солдатова (Россия) говорила о необходимости навыка медиамногозадачности как безальтернативного modus vivendi, формирующегося на фоне технологических изменений и множественной смешанной реальности. Профессор Джинджин Лу из Сианьского университета (Китай) в своем выступлении также отмечала огромную роль включенности гаджетов в жизнь детей Китая. В большинстве семей вся коммуникация между родственниками осуществляется посредством гаджетов. Такое частое их использование в коммуникационных целях приводит к определенным сложностям в обучении с помощью цифровых инструментов. Примером позитивного опыта использования цифровых средств может служить опыт индийских коллег, технологии виртуальной реальности в обучении, о которой рассказала профессор Прияранджан Марал (Индия). Такой метод может служить дополнением традиционным методам обучения. Заведующая кафедрой общей и детской психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Ольга Викторовна Леганькова (Беларусь) рассказала о возможностях использования видеомоделирования в исследовательской и практической работе в дошкольных учреждениях.

Опытом использования онлайн средств в обучении детей дошкольного возраста поделились специалисты по дошкольному воспитанию из Бахрейна Ярослава Поттосина и Лизелль Ламбрехтс. Коллеги отметили два важных аспекта онлайн обучения: последовательность обучения и поддержку учащихся, а также особую роль педагога, которая не должна носить развлекательный характер. Директор Центра исследований, инноваций и развития Института высшего образования Фафе, основатель и почетный член кафедры ЮНЕСКО по образованию, молодежи и обществу Кандидо Альберто Да Коста Гомес (Португалия) рассказал о кросс-культурном исследовании особенностей перехода на дистанционное образование и его влиянии на психологическое состояние. Изменение образовательной парадигмы и всеобщее распространение дистанционного обучения также отметила в своем выступлении член-корреспондент РАО Варвара Ильинична Моросанова (Россия), заведующая лабораторией психологии саморегуляции Психологического института РАО. Особую роль в этом процессе играет саморегуляция, умение ставить себе задачи в ситуации неопределенности, которую формирует Интернет-среда.

В обсуждении на Форуме Интернет-пространства в контексте влияния и включенности ребенка участвовали специалисты из Турции, Кубы, Кении, России, Узбекистана и Кыргызстана. Ирина Ильинична Комарова, представитель кафедры ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста МПАДО, в своем выступлении отметила, что технологии постепенно входят в жизнь ребенка с момента появления радио в 1960-х годах. Следует помнить, что детские медиа — это особенная сфера влияния и качественный контент должен повышать общий уровень ребенка. Этот тезис прозвучал в выступлениях Эврен Йигит (Турция), Нильсы Гонсалес Пенья из Студии анимации Кубинского института кинематографического искусства и промышленности (ICAIC). Денис Владимирович Дунас (Россия), ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, отметил, что медиасоциализация (киберсоциализация) — это процесс социализации через влияние медиатизации. Успешная самореализация в медиасреде приводит к успешной адаптации. Социализация в кибер пространстве также имеет негативные последствия, с которыми сталкиваются дети. Одним из таких проявлений является кибербуллинг, с которым сталкиваются 80% детей в Интернете, о чем говорят результаты исследований, озвученные Тамарой Йованович (Сербия). Профилактика буллинга и кибербуллинга — это, прежде всего, работа со «зрителями» буллера. Исследования Елены Николаевны Волковой (Россия) показывают, что путь решения проблемы буллинга – это трансформации негативных ролей, перевод с пассивной роли наблюдателя в активную роль защитника.

Восприятие детьми и подростками себя и своей роли в Интернет-пространстве также было затронуто в работах президента Индонезийского психологического общества Андика Матулесси (Индонезия), Стефано Элеутери, председателя комитета по образованию Fragility Fracture Network из Римского университета Сапиенца и Валерии Саладино, преподавателя Университета Южного Лацио и Кассино (Италия). Говоря о рисках использования Интернета, выступающие подчеркивали важность понимания размытости собственной идентичности у современных подростков. Дети сталкиваются с трудностью понимания вопроса частной жизни. Так, 4 из 10 детей не видят различий между общением со сверстником и со взрослым. Семья является защитным фактором и основой поведения на данном этапе развития. В этой связи важно обучение родителей и их поддержка подростков в использовании Интернета, в противовес использованию жёстких ограничительных мер.

Отдельной линией, отраженной во многих докладах, выступил вопрос о развитии отдельных психических функций на фоне новых возможностей цифровизации и в соответствии с задачами развития возраста в русле культурно-исторической психологии. Николай Евгеньевич Веракса (Россия), профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, подчеркнул необходимость различения возможностей игровой и проектной деятельности в дошкольном возрасте. Ольга Витальевна Рубцова и Ольга Викторовна Саломатова (Россия), представители кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» указали на результаты исследований, свидетельствующие о снижении уровня развития игры у детей. Отдельные аспекты кросс-культурных исследований процесса когнитивного развития детей на фоне использования цифровых средств осветил научный сотрудник Университета Буэнос-Айреса (UBA) и Межамериканского открытого университета (UAI) Лукас Гаго Гальваньо (Аргентина). Заведующий Центра социокультурных проблем современного образования Психологического института РАО, академик РАО, Владимир Самуилович Собкин (Россия) подчеркнул роль социальной ситуации развития ребенка и, в частности, семейного контекста, позиции родителей.

Секция, посвященная особенностям обучения математике, вызвала особый интерес. Ее модератором выступила профессор Юлия Соловьева из Автономного университета Пуэблы (Мексика). В работе секции приняли участие ученые из Мексики, Колумбии, Бразилии и России. Помимо конкретных эмпирических результатов исследований и практических возможностей, коллеги обсудили реальные пути приложения культурно-историческом процессе обучения математике и наметили совместные линии исследований. Работы всех участников секций представляют вклад в международную монографию Springer, выход из печати которой ожидается в 2023 году, посвященную развитию математических способностей в дошкольном возрасте «Обучение математики и культурно-исторический подход» (“Learning of Mathematics and Cultural-Historical Approach”).

Клинические и психологические аспекты развития детей в цифровом мире, особенности использования цифровых средств и современных технологий в психотерапии и коррекции были раскрыты в докладах отечественных ученых кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г. Сухаревой (Россия). Секция была организована заведующим кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова профессора Александром Шамильевичем Тхостовым (Россия) и Аннной Яновной Басовой (Россия), заместителем директора по научной работе Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г. Сухаревой, Департамента здравоохранения г. Москвы. Татьяна Тимофеевна Батышева (Россия), заслуженный врач РФ, главный специалист по педиатрии Министерства здравоохранения РФ, директор научно-практического центра детской психоневрологии ДЗМ, поделилась данными заболеваемости детей разного возраста, а также подчеркнула связь этих заболеваний и симптомов с отсроченными эффектами для психического и неврологического здоровья, затронула периоды от пренатального этапа до подросткового возраста.

Отдельная секция Всемирной организации дошкольного образования под эгидой ЮНЕСКО прошла под руководством президента Российского комитета Ларисы Леонидовны Шевченко и собрала представителей из разных стран. Коллеги обсудили проблемы и педагогические вызовы, обменялись практическими наработками в области обучения детей. Особое внимание было уделено использованию различных техник в работе с детьми, таких, как куклотерапия, работа с музыкальным театром (Светлана Амирова (Россия)), создание мультфильмов с детьми с использованием специальной платформы (Гузель Файзуллина (Россия)), использование детской литературы (Нектариос Стеллакис (Греция)), а также применение и совместная разработка современной робототехники (Андрей Кравцов (Россия)).

Важно подчеркнуть, что российскими спикерами были представлены результаты более, чем 20 проектов, поддержанных Российским научным фондом, что еще раз подчеркивает актуальность выполняемых исследований, их высокий научный уровень и востребованность в мире.

В ходе проведения Форума участникам удалось задать более 100 вопросов спикерам и получить на них ответы! Благодарим всех участников и надеемся, что полученный опыт междисциплинарного диалога, обмен практиками и знаниями специалистов-представителей разных стран и профессий, поможет двигаться к решению задач, связанных с технологическим развитием и сохранением психологического благополучия детей.

До встречи на IV Международном психологическом форуме «Ребенок в цифровом мире» в 2024 году!


Организационный комитет III Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире» 2023

Фотогалерея