Проблемы современной театральной педагогики и психологии

Проблемы современной театральной педагогики и психологии

19 апреля 2023
13 апреля 2023 г. в 18.00 в цокольной аудитории Психологического институт РАО состоялся семинар «Проблемы современной театральной педагогики и психологии»
Тема семинара: Театр горожан.
Проблемы современной театральной педагогики и психологии

Театр горожан – это одна из современная форм социального профессионального театра с непрофессиональными актерами. Горожане, которые раньше были только зрителями (включая тех, кто не раньше доходил до театра), получают возможность быть активными создателями спектакля.

Почему при определении театра горожан необходимо говорить о том, что он является формой социального театра? Любой театр как институт изначально наделен социальной функцией. Но был ли театр социальным тридцать лет назад и раньше? Можно ли любой театр, выполняющий социальную функцию, назвать социальным? Современные художники и исследователи театра отвечают на этот вопрос отрицательно. «Критерий определения социального театра — это его установка, направленность, — утверждает Борис Павлович. — Социальный театр — это область этики, а не эстетики. То есть способ применения театра, его функция и целеполагание». Получается в случае с социальным театром эстетика имеет прикладное значение. Она выступает своего рода художественным оформлением социального высказывания. Почему и зачем на сцену выходят люди, которые к театру вроде бы и не имеют отношения — политики, мигранты, учёные? Граница между художественным и нехудожественным в подобных проектах размывается, а создание коллективности, внимательность к другому и включенность в окружающий, «повседневный» мир становится главным эстетическим параметром.

Предметом обсуждения стали следующие вопросы:

Какие социокультурные дефициты восполняют современные театральные практики, в частности Театр горожан?

Как меняются взаимоотношения художника и зрителя в современном театре? Как строится событие в Театре горожан?

На встрече участники семинара обсуждали то, как постановки Театра горожан влияют на жизнь города и его жителей, чем отличается Театр горожан от театральной студии и почему это направление стало таким важным и популярным в России и Европе в последние 10 лет.

Докладчиком выступила основатель проекта «Метод Прокофьева» и театра горожан ФАБРИК, победитель конкурса «Open-Call Лектория "Иностранки"» Анастасия Галанина. Вместе со своим супругом, режиссером Леонидом Прокофьевым Анастасия Галанина создает постановки в театрах по всей России, для фестивалей и независимых площадок Москвы, Томска, Иркутска и Калуги. Художники делают проекты в смежных форматах, например, город+театр или музей+театр: спектакль-аудиопроменад «Площадь необъятных перспектив» по центральной площади в Петрозаводске, сторителлинг-спектакль «Калуга / Театральная 2.0» в Калуге на улице Театральной, документальные спектакли на Онежском тракторном заводе.

В дискуссии принимали участие д. психол. н. Собкин В.С., к. психол. н. Айламазьян А.М., преподаватель РГСУ, доцент, к. психол. н. Назаренко В., магистранты программы «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» и др.

Модератор: Климова Т.А.

Фотогалерея