Х юбилейная научно-практическая конференция «Современное образование: роль психологии»

Х юбилейная научно-практическая конференция «Современное образование: роль психологии»

10 июля 2014

2 - 5 июля 2014 года в Москве в ФГНУ «Психологический институт» РАО состоялась Х юбилейная научно-практическая конференция «Современное образование: роль психологии». Основная цель конференции – анализ приоритетных направлений развития психологии образования. Главные задачи – обобщение представленных результатов исследований; поиск психолого-педагогических средств решения проблем образования; вовлечение студентов, аспирантов, молодых ученых в исследовательскую работу по актуальным проблемам психологии и образования.

2 - 5 июля 2014 года в Москве в ФГНУ «Психологический институт» РАО состоялась Х юбилейная научно-практическая конференция «Современное образование: роль психологии». Основная цель конференции – анализ приоритетных направлений развития психологии образования. Главные задачи – обобщение представленных результатов исследований; поиск психолого-педагогических средств решения проблем образования; вовлечение студентов, аспирантов, молодых ученых в исследовательскую работу по актуальным проблемам психологии и образования. Выполнение этих и целого ряда других задач предполагает комплексную интеграцию научного потенциала отечественных и зарубежных ученых, основанную на имеющихся фундаментальных знаниях в различных областях теории и практики современного образования. Результаты исследований и представленных докладов имеют фундаментальное, научно-образовательное и прикладное значение.

Организаторами конференции являлись:
Председатель: Митина Л.М., д.пс.н., проф., зав. лабораторией психологии профессионального развития личности ФГНУ «Психологический институт» РАО (Москва).

Члены программного комитета:
Дубровина И.В., д.пс.н, проф. (Россия, Москва);
Кабардов М.К., д.пс.н., проф. (Россия, Москва);
Панов В.И., д.пс.н., проф. (Россия, Москва);
Рангелова Е.Т., д.п.н., проф. (Болгария, София);
Сманцер А.П., д.п.н., проф. (Беларусь, Минск);
Захарук Т., д.п.н., проф. (Польша, Седльце);
Левтерова Д.С., д.п.н., проф. (Болгария, Пловдив).
Члены организационного комитета:
Акованцева Л.И., Барцевич В.Н., Боякова Е.Л., Брендакова Л.В., Галина З.Н., Митин Г.В.(Москва),  Анисимова О.А. (Смоленск), Асмаковец Е.С. (Омск).

В работе конференции приняли участие более 200 ученых из 18 регионов России, а также Болгарии, Беларуси, Великобритании,  Казахстана, Украины, Молдовы. Проведены пленарное заседание, три секции, круглый стол, мастер-классы.

С приветственным словом выступил директор ФГНУ «Психологический институт»  РАО, д.пс.н., проф., академик РАО С.Б. Малых. Он отметил значимость поставленной на конференции проблемы: роли психологии в образовании. Психология должна быть включена в систему образования. Необходимы лонгитюдные исследования для понимания процессов, происходящих в школе, со всеми ее участниками.  В настоящее время во многих странах существует целый комплекс наук, связанных с образованием. От сотрудничества разных специалистов рождаются интересные, креативные идеи. На этой почве расширяются наши контакты с иностранными коллегами из Болгарии, Франции, Великобритании. В заключение С.Б. Малых поблагодарил присутствующих за  участие в конференции и пожелал им успешной работы.

Пленарное заседание продолжила  Л.М. Митина (Москва),  поставив ряд наиболее актуальных проблем современного образования в условиях формирования  информационного общества. Это, прежде всего, дистанцирование мира детства от взрослого мира,  психологическое благополучие детей и их психологическая безопасность в информационном пространстве, а также неготовность учителя работать в условиях новой школы. В докладе были изложены проводимые в рамках системного личностно-развивающего подхода исследования, которые позволили создать обобщающую концепцию и инновационную психологическую технологию, на основе которых разработан комплекс профилактических и коррекционно-развивающих программ, обусловливающих эффективность совместной деятельности субъектов образования, сохранение и укрепление их здоровья, а также успешную социализацию и защиту прав детей и подростков.

В выступлении Е.Т. Рангеловой (София, Болгария) подчеркивалась важность связи между психологией и педагогикой. Психологическая наука является основой воспитательного процесса, однако анализ практики в Болгарии показал, что значительная часть учителей еще не готова использовать в полной мере психологическое знание. Стоит задача совершенствования системы подготовки и перманентной квалификации учителей в сочетании с перестройкой управления школой.

На неиспользованных еще ресурсах психологической службы, которые могут стать источником дальнейшего развития образования, остановилась в своем докладе И.В. Дубровина (Москва). К таким ресурсам относится, прежде всего, культурно-нравственный, гуманитарный потенциал научной и практической психологии. По мнению докладчика, необходимо укреплять авторитет учителя. Школьный психолог может помочь учителю проявить свои сильные стороны как специалиста и личности.

Проблемы работы вузов были рассмотрены в докладе А.П. Сманцера  (Минск, Беларусь). Убедительно показано, что  гуманизация педагогического процесса в вузе способствует повышению качества педагогической и общенаучной подготовки будущих преподавателей, обеспечивая установление отношений взаимопонимания и содействия между субъектами образовательного процесса.

В докладе М.К. Кабардова (Москва) были рассмотрены особенности системы «учитель – метод – ученик», включающей два вида ресурсов учителя: природные и социально-психологические. Подчеркивалась необходимость организации образовательного процесса на основе оптимального сочетания этих видов ресурсов.

Д.С. Левтерова (Пловдив, Болгария) в своем выступлении  раскрыла содержание понятий «приобщающее образование» и «инклюзивное образование». Сопоставляя два вида образования, докладчик обосновала  возможность рассмотрения инклюзивного образования в качестве компонента приобщающего образования, что способствовало бы преодолению негативных аттитюдов и изучению условий, дающих большие возможности  для развития и обучения детей.

В докладе Е.И. Щеблановой (Москва) было сформулировано современное понимание одаренности. Рассмотрено два подхода к развитию одаренных детей в практике образования. Представлено исследование, выполненное в рамках наиболее, с точки зрения докладчика, оптимального и перспективного подхода.

В докладе А.К. Осницкого (Москва) было показано, что активность личности определяется ее направленностью как высшим уровнем регуляции поведения. В основе этой регуляции лежит осознанная саморегуляция.  Разработан арсенал методик, позволяющий выявить  регуляторные ресурсы, как студентов, так и преподавателей.

О рефлексивно-психологическом подходе к гуманизации непрерывного инновационного образования шла речь в докладе И.Н. Семенова (Москва). Накопленный и апробированный в образовательной практике тридцатилетний рефлексивно-педагогический опыт показал, что достижения рефлексивной педагогики, психологии, акмеологии, методологии могут использоваться в качестве конструктивного инструментария для рефлексивно-педагогического проектирования развития поликультурного образования и его рефлексивно-психологического обеспечения.

В докладе И.Л. Федотенко (Тула) шла речь о подготовке студентов к деятельности в условиях инклюзии. Опыт показал: чтобы инклюзия не оказалась очередной декларацией, чуждой российскому менталитету, необходимо осуществлять целенаправленную и адресную подготовку педагогов к сопровождению детей в инклюзивной среде.

А.А. Вербицкий (Москва) в своем докладе раскрыл содержание понятия «познавательный интерес», обосновал значение межличностного взаимодействия педагога и учащихся для успешного развития познавательного интереса,  выделил особенности его порождения и развития в процессе реализации разных форм учебного общения.

На первой секции  «Роль психологии в оптимизации школьного образования» (рук. И.В. Дубровина,  А.К. Осницкий) был представлен широкий спектр тематики докладов, касающихся различных сторон школьного образования. Так, Д.Н. Богоявленская (Москва) в своем докладе сопоставила решение стандартных задач, эвристических и творческих с уровнем подготовленности человека как исполнителя, специалиста и профессионала. Е.Д. Божович (Москва) отметила в выступлении трудности фиксации субъектности учащихся, раскрыла содержательную сторону косвенного показателя (отношения к нестандартным задачам и к успеху/неуспеху), а также связь этого отношения с характеристиками личности учащихся. Г.А. Вайзер (Москва) исследовала позитивную роль творчества в формировании потребности к сотрудничеству. С.Д. Поляков (Ульяновск) ознакомил собравшихся с попытками изучения повседневного труда учителя. Е.С. Полякова (Минск, Беларусь) показала роль музыкального образования в формировании эмоциональности, воображения, диалогичности, эстетизма, приобщения к духовности.  К.С. Тагарева (Пловдив, Болгария) представила результаты исследования о проявлении «синдрома выгорания» при работе с детьми в образовательном учреждении. С большим интересом были выслушаны доклады Д.С. Левтеровой и Ц. Ивановой (Пловдив, Болгария), В.Д. Господинова (София, Болгария), Л.И. Акованцевой, С.А. Аксючиц, М.Б. Аптекиной, В.Н. Барцевич, Л.В. Брендаковой, М.М. Лобасковой, Г.В. Митина, Т.А. Поповой из Москвы, А.В. Сергеевой (Смоленск), Д.Ю. Чернова (Санкт-Петербург) и многих других. Затем состоялась оживленная дискуссия о научно-практических проблемах психологии в школьном образовании.

Тематика работы второй секции «Роль психологии в оптимизации высшего профессионального образования» (рук. Е.Т. Рангелова, А.А. Вербицкий) вышла за рамки обсуждения роли психологии в оптимизации высшего профессионального образования, затронув и проблемы общего среднего образования.

В.В. Хитрюк (Барановичи, Беларусь) свое сообщение посвятила инклюзивному образованию, связанными с ним педагогическими рисками и готовности к изменениям содержания самой педагогической деятельности. Выступление С.В. Покровской (Минск, Беларусь) касалось проблемы развития профессиональной направленности студентов-психологов в динамике учебного процесса. Т.Н. Есикова (Санкт-Петербург) рассказала об исследовании проблемы динамики развития правового сознания детей и подростков в образовательной среде. Т.А. Ковалева (Рославль) представила исследование о влиянии здоровьесберегающей среды на психическое здоровье младших школьников. Интерес собравшихся вызвали доклады О.А. Анисимовой (Смоленск),  Т.Г. Хащенко (Ульяновск).

На третьей секции «Роль психологии в оптимизации непрерывного образования взрослых» (рук. М.М. Кашапов,  Д.С. Левтерова) с докладом выступил М.М. Кашапов, представив концептуальное и операционное определения творческого профессионального мышления. Им было показано, что сущность такого мышления характеризуется переходом от ситуативного типа мышления к надситуативному, который связан с самоактуализацией и самореализацией творческого потенциала профессионала. С большим вниманием участники конференции прослушали выступления Е.С. Асмаковец (Омск), П.Г. Аверьянова  (Ульяновск), Г.А. Стрюкову (Ульяновск) и других.

В рамках конференции прошел круглый стол «Психология личностно-профессионального и карьерного развития» (рук. Л.М. Митина, Д.С. Левтерова), на котором обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества на базе международной Российско-Болгарской лаборатории.

Состоялись мастер-классы: «Программа «Аутосимпатия – личностный ресурс специалиста»   (Е.С. Асмаковец, Омск); «Современные тенденции и европейские тренды в системе профориентации» (Л.В. Брендакова, Москва).

По материалам конференции был издан сборник «Современное образование: роль психологии» Материалы Х юбилейной международной научно-практической конференции / Под ред. Л.М. Митиной М.; СПб: Нестор-История, 2014. - 616с.

X-yubilejnaya-konferenciya-01 X-yubilejnaya-konferenciya-02 X-yubilejnaya-konferenciya-03 X-yubilejnaya-konferenciya-04 X-yubilejnaya-konferenciya-05