Психологические механизмы самостоятельности

Публикации

Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 232 с.

Год: 2010

Тип: Книга

Внешний источник: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20110740&ysclid=lggeiz9is8190277988

Книга предназначена читателям широкого круга профессий, интересующимся проблемами подрастающего поколения, расширения круга возможностей подростка и взрослого человека, проблемами профессиональной ориентации и личностного самоопределения. Автор связывает эти проблемы прежде всего с формированием самостоятельности человека – и юного, и взрослого, с обретением активной позиции по отношению к самому себе и окружающему миру. В первую очередь книга адресована тем, кто по роду своей деятельности обращен к людям, старается помочь им в личностном становлении и овладении профессиональным мастерством.

На страницах книги раскрываются механизмы системы саморегуляции активности, обеспечивающие учащимся возможность проявления самостоятельности в учении. Осознанные умения саморегуляции в учении и в любой другой деятельности включены в контекст целостной жизнедеятельности, поэтому важен анализ ее связи с самыми различными аспектами психической активности человека. Важным для анализа самостоятельности является выяснение соотношения реактивного поведения человека (мало зависящего от него самого) и поведения, проектируемого и регулируемого им. Проектируемое поведение требует от человека собственной авторской активности. В связи с этим рассматриваются аспекты осознания человеком происходящего с ним, понимания и постижения своих возможностей. В первую очередь рассматриваются аспекты развития и встречающиеся дефекты в становлении осознанной само регуляции деятельности. Особое внимание уделено анализу специфики самостоятельности в деятельности учащихся и вклада в нее непосредственно чувственного и осваиваемого в процессе обучения материала.

Для специалистов, работающих с детьми и взрослыми, заинтересованными в улучшении взаимоотношений с ними и ищущих средства оптимизации поведения, в книге приведен комплекс проверенных автором методов, с помощью которых можно попытаться разобраться в особенностях формирования самостоятельности у человека.