Методологический семинар «История психологических исследований и современность»

Методологический семинар «История психологических исследований и современность»

Дата проведения: 01.04.2025, Большая аудитория и Малая аудитория, 10:00-18:00
Форма проведения: очно и онлайн
Организаторы: ПИ РАО

ПРОГРАММА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Срок проведения: 01 апреля 2025 года, 10:00 – 18:00

Место проведения: ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), Большая аудитория и Малая аудитория.


Формат работы: смешанная.

Ведущие:
Карпова Наталия Львовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии
Мелик-Пашаев Александр Александрович, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности

Актуальность. Необходимость сохранения преемственности в психологических исследованиях и их дальнейшее развитие в свете современных требований науки и практики.
Цель: Повышение эффективности психологических исследований сотрудников с учетом современных требований науки и практики.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. История основных направлений отечественных психологических исследований.
2. Теории и направления исследований ведущих ученых Психологического института.
3. Современные исследования сотрудников ФНЦ ПМИ.

ПРОГРАММА

1-е ЗАСЕДАНИЕ, 10.00 - 13.00
Выступления (регламент 15 мин.)


Ведущие:
Панов Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, зав. лабораторией экопсихологии развития и психодидактики
Карпова Наталия Львовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии
Мелик-Пашаев Александр Александрович, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности

1. Марцинковская Т.Д., доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии подростка
Г.И. Челпанов и его соратники – первые сотрудники Психологического института
2. Дубровина И.В., доктор психологических наук, профессор, академик РАО
Проблемы психологического образования в свете идей Г.И. Челпанова
3. Панов В.И., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики
Экопсихология развития: от Г.И. Челпанова к субъект-средовым взаимодействиям
4. Серова О.Е., кандидат психологических наук
Научный и воинский подвиг ученых Психологического института в годы
Великой Отечественной войны.
5. Кабардов М.К., доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии
Экспериментальный психологический и психофизиологический метод в школе
Б.М. Теплова — В. Д. Небылицын
6. Щебланова Е.И., доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психология одаренности
Актуальность идей Г.И. Челпанова об умственной одаренности в свете современного образования
7. Митина Л.М., доктор психологических наук, профессор
От фрагментарного изучения к системной методологии личностного и профессионального развития учащихся и педагогов как субъектов непрерывного образования
8. Богоявленская Д.Б., доктор психологических наук, профессор, академик РАО,
руководитель Центра междисциплинарных исследований творчества и одаренности
О механизме творчества в разных подходах
9. Собкин В.С., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий лабораторией «Центр социокультурных проблем современного образования»
Лыкова Т.А., кандидат психологических наук
О «Психологии сценических чувств актера» П.М. Якобсона
10. Малых С.Б., доктор психологических наук, профессор, академик РАО заведующий лабораторией возрастной психогенетики
Исследования сотрудников лаборатории в контексте современных проблем возрастной психогенетики
11. Карпова Н.Л., доктор психологических наук, профессор
Памяти мецената С.И. Щукина и ведущих ученых Психологического института: продолжение исследований проблем речевого общения

ПЕРЕРЫВ, 13.00-14.00

2-е ЗАСЕДАНИЕ, 14.00 - 17.00
Выступления (регламент 15 мин.)


Ведущие:
Кабардов Мухамед Каншобиевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии
Митина Лариса Максимовна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики

1. Мелик-Пашаев А.А., доктор психологических наук
Психологические основания художественного творчества
2. Новлянская З.Н., кандидат психологических наук
Психолого-педагогические принципы преподавания эстетических дисциплин в системе развивающего образования (по исследованиям сотрудников ПИ РАО)
3. Жукова Е.С., кандидат психологических наук
Анализ становления способности к творчеству в онтогенезе на материале лонгитюдных процессов
4. Белова Е.С., кандидат психологических наук
Проблема одаренности в дошкольном возрасте: научные основания и перспективы изучения
5. Борисенко Н.А., кандидат филологических наук
Миронова К.В., кандидат психологических наук
Шишкова С.В., старший научный сотрудник
Вклад научной школы Г.Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному (по материалам новых исследований)
6. Андреева (Голубева) Н.А., кандидат психологических наук
Вызовы и риски цифрового общества для психологического благополучия молодежи
7. Обухова О.Л., научный сотрудник
Цукерман Г.А., доктор психологических наук, профессор
Я ЗНАЮ, ЧЕГО Я НЕ ЗНАЮ: у истоков способности отличать известное от неизвестного
8. Москвитина О.А., кандидат психологических наук, доцент
Феномен ответственности в современном мире
9. Рябкова И.А., кандидат психологических наук
Психологические проблемы изучения игры и игрушки: прошлое и настоящее
10. Толстых Н.Н., доктор психологических наук
Гаврилова Т.П., кандидат психологических наук
Спектор Р.И., кандидат психологических наук
Щур В.Г., кандидат психологических наук
40 лет «Капустнику» Психологического института

ДИСКУССИЯ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ