ученый совет
Ученый совет Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Психологический институт Российской академии образования»
диссертационный совет
Диссертационный совет при ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
Психологический институт, основанный в 1912 г., был задуман профессором Г.И. Челпановым как центр науки и образования, в котором студенты Московского университета осваивали исследовательское мастерство, участвуя в реальной научной работе. Учебные задания становились органичным элементом текущего научного процесса, что позволяло подготовить высококвалифицированных ученых, обеспечивая при этом высочайший уровень научного поиска в институте – одном из лидеров мировой психологической науки того времени.
С 1940-х гг., когда институт вошел в структуру Академии педагогических наук СССР, челпановский принцип интеграции фундаментальной науки и образовательной практики получил новое содержание: обоснование прикладных продуктов, создаваемых для системы образования, на фундаментальном научном уровне. Разработки института в области образования всегда были результатом исследований общепсихологических механизмов психического развития, что обеспечивало им статус не столько прикладного, сколько концептуального продукта. Достаточно вспомнить созданный Б.М. Тепловым в 1950-х годах учебник психологии для средней школы; получившую широкое распространение в нашей стране с 1970-х годов систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; обширные разработки в области сверхактуальной в 1980-х проблематики программированного обучения и многое другое, чем сегодня, по праву, гордится Психологический институт.
Эти замечательные традиции, заложенные выдающимися отечественными психологами, не прерывались в Психологическом институте ни на день. Сегодня коллектив института развивает два взаимопересекающихся и взаимодополняющих друг друга исследовательских направления – это психология развития и психология образования. При этом первое из них ни в коем случае не позиционируется как сугубо фундаментальное направление, а второе – как сугубо прикладное: в большей или меньшей степени, но в каждом из них вектор научного поиска нацелен на обоснование возможностей оптимизации образовательной практики на основе научного познания психологической природы человека.
Такой практико-ориентированный фундаментальный исследовательский подход позволяет на концептуальном уровне психологического знания разрабатывать высокоэффективные психологические или психолого-педагогические инструменты.