Е.И. Щебланова окончила в 1970 году биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Физиология» (специализация «Физиология высшей нервной деятельности»); в том же году поступила на работу младшим научным сотрудником в лабораторию "Психология мышления и речи" НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сегодня "Психологический институт").
В 1980 г. защитила диссертацию кандидата психологических наук на тему «Региональная избирательность ЭЭГ активации как показатель мыслительной деятельности» (по специальности 18.00.02 – психофизиология, руководитель проф. А.Н.Соколов).
С 1988 г. работает в лаборатории психологии одаренности того же института, с 2004 г. заведует этой лабораторией.
В 2006 году Е.И. Щебланова защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук «Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте» (по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии).
В итоге выполнения международного лонгитюдного исследования общей одаренности школьников Е.И. Щеблановой разработаны, теоретически и экспериментально обоснованы структурно-динамическая модель одаренности и системная технология психологической диагностики, направленная на поиск и выявление одаренных учащихся, мониторинг и прогноз развития их одаренности в течение всего периода школьного обучения. В 2006 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук «Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте» (по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии). В последние годы основное внимание уделяет изучению личностных особенностей и психологических трудностей одаренных детей и подростков в учении, общении, поведении и социализации, причин этих трудностей и подходов к их преодолению; является руководителем и исполнителем многих научно-исследовательских проектов, получивших поддержку РГНФ и других фондов.
Автор более 200 научных публикаций.
Педагогическая деятельность
Профессор Московского городского психолого-педагогического университета, разработала и читает курсы «Психология одаренного ребенка» для студентов и аспирантов; курсы «Диагностика одаренности», «Диагностика психологических особенностей одаренных детей», «Одаренные дети с двойной исключительностью» для магистрантов.
-
Наука
- Медаль "В память 850-летия Москвы", 1997 г.
- Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, 1998 г.
- Медаль "Ветеран труда", 2001 г.
- Почетная грамота Российской Академии Образования, 2004 г. и 2012 г.
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2007 г.
- Почетный знак РАО "Серебряная Психея", 2011.
- Медаль Челпанова (I степени) за вклад в развитие психологической науки, 2014.