Круглый стол «Цифровая трансформации в дошкольном образовании»

Круглый стол «Цифровая трансформации в дошкольном образовании»

22 декабря 2021
17 декабря 2021 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошел круглый стол, тема которого была заявлена как «Цифровая трансформации в дошкольном образовании».

В круглом столе приняли участие ведущие специалисты в области информатизации системы дошкольного образования, представители педагогических вузов и институтов развития образования, разработчики программных продуктов для дошкольников, представители общественных организаций, работающих в сфере дошкольного образования, социально ответственные НКО и др.

Во вступительном слове, ведущая круглого стола ведущий эксперт Аналитического центра Инна Викторовна Каракчиева охарактеризовала специфику развития технологий в дошкольном образовании и выявила наиболее сложные моменты, присущие дошкольному возрасту.

Доклад Костюк Натальи Юрьевны, начальника отдела дошкольного образования Министерства просвещения РФ был посвящен проблемам дошкольного образования с точки зрения управленческой и коснулся, преимущественно взаимоотношений государства и родителей.

Философский аспект цифровой среды был затронут в выступлении Николая Евгеньевича Вераксы, профессора факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, научного сотрудника Психологического института РАО. Выступление было посвящено проблеме противоречивости явления цифровизации в воспитании и развитии ребенка, поскольку, с одной стороны, ребенок овладевает технологиями с помощью взрослого (и таким образом осваивает исторический опыт в зоне ближайшего развития), с другой стороны, он осваивает технологии самостоятельно, без вмешательства взрослого, действуя в пространстве детской реализации.

В докладе доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместителя директора Психологического института РАО Вераксы Александра Николаевича, посвященном результатам исследования в рамках проекта «Растем вместе», было отмечено, что формирующаяся зависимость от гаджета имеет тенденцию к усилению в начальной школе. В тех случаях, когда педагог смог установить продуктивное общение с детьми, уменьшается формирование зависимости. Поэтому очень важно увеличивать компетенции педагогов в сфере технологий.

Резюмируя выступление, И.В.Каракчеева отметила, что в декабре 2021 года Аналитический центр собрал данные за 20 лет по изменению состояния здоровья детей с ОВЗ. Некоторые группы детей значительно увеличились. И одна из них дети – с отклонениями в речевом развитии. Слуховая, речевая память детей за последние годы в целом снизилась, что косвенно подтверждает негативное влияние пассивного потребления экранного времени.

Ирина Ильинична Комарова, проректор МПАДО отметила, что в мире происходит существенное торможение цифровой трансформации. В 2021 году было проведено исследование, которое позволило показать, что основными причинами этого являются: отсутствие средств, отсутствие понимания, какие шаги должны быть осуществлены для цифровой трансформации, низкая активность организаций.

Малеванов Евгений Юрьевич, Руководитель проекта Центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив подчеркнул, что недавно принятая концепция цифровой трансформации образования, закрепила тренд в сторону централизации государственной работы с персональными данными обучающихся, и эта нормативная категория безусловно должна регулироваться государством.

Баландин Дмитрий Лоллиевич, Генеральный директор ЗАО «E-publish», рассказал о принципах работы информационной системы «Мониторинг индивидуального развития ребенка», или «МИР ребенка».

Бойтунова Светлана Иннокентьевна представила проект по формированию «Национальной цифровой библиотеки Якутии».

Подводя итоги, И.В. Каракчиева подчеркнула актуальность цифровизации дошкольного образования и необходимость мониторинга ее влияния на всех участников образовательного процесса.