Лаборатория психологии подростка

Лаборатория психологии подростка

В 1999 г. в институте была организована лаборатория исторической психологии личности под руководством профессора Т.Д. Марцинковской. В 2008 г. в лабораторию влилась группа О.В. Лишина, в связи с чем она была переименована в лабораторию психологии подростка.

Изначально в деятельности лаборатории сочетались теоретические, методологические и эмпирические исследования, что позволило в 2000-х гг. разработать историко-генетический подход к анализу проблемы развития — как психологической науки в целом, так и становления отдельных сторон психики в онтогенезе.

Многие основополагающие моменты работы лаборатории связаны с именами М.Г. Ярошевского и О.В. Лишина. Полученные эмпирические материалы позволили доказать значение категориального аппарата, разработанного Ярошевским, для анализа современного состояния и тенденций развития гуманитарной науки, раскрыть характерные особенности ее состояния в настоящее время, выделить и описать содержание идентичности российской интеллигенции.

В теоретико-эмпирических исследованиях показано значение переживаний как одного из механизмов социализации и формирования идентичности, выделены функции индивидуальных и социальных переживаний. Исследования понятий социализации и индивидуализации в разных дискурсах и разных методологических подходах дали основания для выявления условий и механизмов их гармоничного сочетания, прежде всего в контексте развития социальной и персональной идентичности и в дискурсах возрастной и социальной психологии. Были выявлены критерии успешной социализации, не фрустрирующей личностный рост человека, выделены параметры социализированности (прежде всего школьной социализированности), разработаны диагностические материалы для ее определения. Сравнительное изучение влияния разных институтов социализации (в том числе и неформальных) на процесс становления и содержание личностной идентичности показало возрастающее значение информационного пространства как одного из ведущих современных институтов социализации детей, подростков и молодежи.

Были разработаны и реализованы в дошкольных учреждениях, начальной и средней школах практические программы становления гармоничной взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации.