Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики

Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики

Лаборатория экопсихологии развития создана в 1995 г. решением Ученого совета Психологического института, объединившим в единый коллектив под руководством В.И. Панова исследовательские группы, разрабатывавшие различные проблемы экологической психологии:

  • экопсихология развития индивидуальности и сознания человека (В.И. Панов);
  • экология детства (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов);
  • семейные предикторы умственного развития детей (Т.М. Марютина с сотрудниками);
  • информационная среда как фактор и средство социализации подростка (М.О. Мдивани с сотрудниками);
  • психология экологического сознания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин);
  • образовательная среда как фактор и условие обучения и развития одаренных детей в общеобразовательной школе и дополнительном образовании (В.И. Панов).
Исходным основанием для развития экопсихологического подхода к развитию психики человека во взаимодействии с его жизненной средой стало представление о системе «человек — окружающая среда» как онтологическом субъекте порождения психической реальности (В.И. Панов, 2004). Основными исследовательскими задачами лаборатории стали:

Разработка методологических, теоретических и методических проблем с целью систематизации различных направлений экологической психологии в область психологических исследований, единую по своим методологическим основаниям. Коллективом лаборатории экологическая психология позиционируется как специальная область психологических исследований, объединенная использованием отношения «человек — окружающая среда (природная, социальная)» в качестве исходной предпосылки для определения объекта и предмета исследования. В связи с этим на первом этапе работы лаборатории преимущественное внимание уделялось изучению психологических и психодидактических аспектов экспертизы и проектирования развивающей образовательной среды в учреждениях общего и дополнительного образования, в том числе для одаренных детей.

Изучение различных видов окружающей среды (семейной, информационной, образовательной, архитектурной и т. д.) как фактора, условия и средства развития сознания и индивидуальности человека, а также как объекта психолого-педагогической экспертизы и проектирования.
Эмпирическое исследование влияния видов и типов экопсихологических взаимодействий на развитие психики человека осуществляется на материале взимодействия человека с природной, образовательной и профессиональной средой.

Разработка экопсихологического подхода к развитию психики как онтологическому процессу порождения особой формы бытия, обретающей свою актуальность существования (в виде психических процессов, психических состояний и сознания) во взаимодействии человека с окружающей средой (природной, социальной). Потенциально обладая бесконечным разнообразием форм проявления, психика (как форма бытия) обретает форму актуального осуществления в виде, с одной стороны, психических процессов, состояний, сознания и т. п. видов психической реальности, характеризующих психику «человека» (индивида, группы, общности, человечества), а с другой стороны — в виде психологических квазипсихологических свойств разных видов «окружающей среды» (природной, информационной, семейной, этнической, образовательной и т. д.). При этом психика проявляет себя, обретает форму актуального существования в виде психической активности разной модальности, разного предметного содержания, разной степени развития субъектности.

В 1998 г. по инициативе лаборатории была организована секция «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе. Сотрудниками и соискателями лаборатории защищены 6 кандидатских и 4 докторские диссертации; проведены пять Российских конференций по экологической психологии.

Конференции

За прошедшие годы сотрудниками лаборатории проведены семь Российских конференций по экологической психологии.

Материалы и тезисы могут быть скачаны на сайте лаборатории http://ecopsylab.ru/conf/tesicyconf/

  • Первая российская конференция по экологической психологии. (Москва, 3-5 декабря1996 г., ПИ РАО)
  • 2-ая Российская конференция по экологической психологии. (Москва, 12-14 апреля 2000 г., ПИ РАО)
  • 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г., ПИ РАО)
  • 4-ая Российская конференция по экологической психологии (10 лет Лаборатории экопсихологии развития Психологического института РАО). (Москва, 28-29 марта 2005 г., ПИ РАО)
  • 5-ая Российская конференция по экологической психологии. (Москва, 26-27 ноября 2008 г., ПИ РАО)
  • 6-ая Российская конференция по экологической психологии. (Москва, 25-26 октября 2012 г., ПИ РАО)
  • 7-ая Российская конференция по экологической психологии. (Москва, 28-29 сентября 2015 г., ПИ РАО)

Гранты

  • №15-06-14084(г) 7-я Российская конференция по экологической психологии.
  • №14-06-16006 (д)- Экопсихология: парадигмальнй поиск.
  • №14-06-00575(а) «Развитие субъектности курсантов военного вуза»
  • №14-06-00576 (а)- Становление субъектности на разных этапах онтогенеза: экопсихологический подход.
  • №13-06-00687(а) Психологическое взаимодействие и межвидовая коммуникация человека с домашними животными в условиях городской среды.
  • №12-06-14229(г) Научная конференция «Век психологии: к 100-летию Психологического института на Моховой»
  • №12-06-14284(г) 6-я Российская конференция по экологической психологии
  • №12-06-14205(г) Международная конференция: "Третий международный университет для аспирантов "Развитие современных психологических исследований в рамках научной школы Л.С. Выготского и за ее пределами"
  • №11-06-00735(а) Исследование психики: гносеологическая, онтологическая и трансцендентальная парадигмы
  • №11-06-00739(а) Разработка теоретических и методологических основ исследования и формирования креативной компетентности педагога
  • №10-06-00434(а) Влияние дополнительного образования на структуру сознания подростков
  • №09-06-00629(а) Экологическое сознание и экологичность поведения
  • №08-06-14067(г) 5-я Российская конференция по экологической психологии
  • №06-06-00405(а) Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста
  • №03-00-16002(д) Издание монографии В.И.Панов «Экологическая психология: опыт построения методологии»
  • №03-06-00129(а). Микрокризис в обучении и развитии одаренных детей (экопсихологический подход)
  • №00-06-14019(г). 2-ая Российская конференция по экологической психологии
  • №00-06-00209(а) Экопсихология как область психологических исследований
  • №98-06-10806(а). Сопоставительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни у школьников из экологически благополучных и неблагополучных районов
  • №96-06-14014(г) Конференция «Образ в регуляции деятельности», посвященной 90-летию Д.А. Ошанина»
  • №96-3-3г/23(г). Первая российская конференция по экологической психологии
  • №95-06-17732(а): Экопсихология развития индивидуальности