Международный научно-методический семинар «Педагогическое образование в непедагогических вузах: проблемы и пути их решения»

Международный научно-методический семинар «Педагогическое образование в непедагогических вузах: проблемы и пути их решения»

26 мая 2025

13 мая 2025 г. на площадке Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований прошло заседание международного постоянно действующего научно-методического семинара «Педагогическое образование в непедагогических вузах: проблемы и пути их решения».

Международный научно-методический семинар «Педагогическое образование в непедагогических вузах: проблемы и пути их решения»
Тема семинара: «Педагогическое наследие: отжившая «классика» или забытые инновации».
Руководитель и ведущая семинара Паршутина Л.А., заместитель директора ФНЦ ПМИ, заведующая лабораторией психологических основ дидактики и методики преподавания.

Цель семинара: проанализировать советские традиции подготовки будущих учителей и вклад этих традиций в формирование современного содержания педагогического образования.

    В мероприятии приняли участие более 130 участников: ректоры, деканы, методисты, преподаватели, аспиранты и студенты из 35 научных и общеобразовательных организаций стран России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана:
ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»; ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»; ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семенова Российской академии наук»; ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; ГАОУ ВО «Институт педагогики и психологии образования»; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”»; ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»; ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет К.Э.Циолковского», доктор педагогических наук, профессор. ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»; ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)»; ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева»; ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»; ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»; МОУ ДПО Методический центр «Раменский дом учителя»; ФГБОУ ВО «Российский государственный университет народного хозяйства имени В.И. Вернадского»; ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»; ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»; ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет»; ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет»; ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»; ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»; Педагогический колледж Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета; «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики; ГБОУ «Республиканская многопрофильная гимназия» Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики; «Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования» Кабардино-Балкарского государственного университета; «Республиканский центр семейного консультирования» Государственного бюджетного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики; ГБОУ «ДАТ «Солнечный город»; Витебский государственный университет имени П. М. Машерова (Республика Беларусь); Казахский национальный педагогический университет имени Абая, КГУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» отдела образования района Тереңкөл, управления образования Павлодарской области (Республика Казахстан); Филиал Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева г. Ташкент (Республика Узбекистан).

    Спикерами на мероприятии выступили сотрудники научных организаций и высших учебных заведений. Все выступления спикеров подкреплены опытом и глубоки по содержанию.

На семинаре прозвучали доклады:

«Научное наследие советских ученых и инновационные процессы в современном образовании (К юбилею М.Н. Скаткина)» - Паршутина Людмила Александровна, заместитель директора, заведующая лабораторией психологических основ дидактики и методики преподавания ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований», кандидат педагогических наук.

«Изменение содержания курса «Методика обучения химии» в отечественной практике подготовки студентов педагогических и непедагогических вузов» - Заграничная Надежда Анатольевна, старший научный сотрудник лаборатории психологических основ дидактики и методики преподавания, кандидат педагогических наук.

«Дидактика химии для студентов и аспирантов классических вузов и научно-исследовательских институтов: историко-методический анализ» - Тюльков Игорь Александрович, доцент кафедры общий химии, ответственный за специализацию «Теория и методика обучения химии» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», кандидат педагогических наук.

«Развитие социально-педагогических и психологических основ формирования научного мировоззрения студентов в процессе гуманитарных и естественно-научных предметов в советской педагогике» - Гайдамашко Игорь Вячеславович, первый заместитель директора ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований», доктор психологических наук, доцент, академик РАО.

«О подготовке учителей (на примере учителей физики) в Педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина (до Октябрьской революции)» - Бражников Михаил Александрович, старший научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семенова Российской академии наук», доцент МПГУ, кандидат педагогических наук.

«Видные деятели российского дореволюционного физического образования Ф.Н. Шведов, Н.А. Умов, О.Д. Хвольсон» - Якута Алексей Александрович, заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Доцент кафедры общей физики физического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», доктор педагогических наук, доцент.

«Методики обучения в инженерном вузе. Обзор успешных историй советской эпохи и технологии современности» - Шиндина Татьяна Александровна, профессор кафедры экономика в энергетике и промышленности, директор института дистанционного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», доктор экономических наук, доцент.

«Пути реализации исторического подхода в ходе подготовки студентов-химиков к педагогической деятельности» - Полупаненко Елена Геннадьевна, профессор кафедры химии и биологии ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, доцент.

«Традиционные и современные компетенции, личные качества будущего учителя» - Левина Серафима Георгиевна, профессор кафедры географии, биологии и химии естественно-технологического и математического факультета ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор биологических наук, профессор. Симонова Марина Жоржевна, доцент кафедры химии, экологии и методики обучения химии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук.

«Получение дополнительной педагогической профессии студентами непедагогических направлений подготовки как результат интеграции основного и дополнительного профессионального образования (из опыта работы Южного федерального университета)» - Дутова Елена Валентиновна, старший преподаватель кафедры образования и педагогических наук, заместитель директора Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

«Содержание и организация научно-исследовательской работы студентов с использованием ресурсов инновационной инфраструктуры педагогического вуза (из опыта работы Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова)»» - Белоногова Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова».

«Советские основы конструирования и математического развития подготовки студентов к реализации СТЕМ-образования» - Романова Марина Александровна, профессор департамента методики обучения ГАОУ ВО «Институт педагогики и психологии образования», доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, профессор.

В рамках дискуссии выступили:

Макуренков Александр Михайлович советник ректора ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», кандидат физико-математических наук – предложил сформировать комплексный взгляд на задачи педагогического естественнонаучного образования в долгосрочной перспективе, не ограничиваясь только решением критических насущных задач. Исторически формирование кадрового потенциала и последующее устойчивое технологическое развитие страны коррелирует с планомерным повышением образованности населения страны на протяжении нескольких поколений, что ставит роль педагога как проводника новых идей на одно из важнейших мест в системе школьного образования.

Логвинова Ирина Михайловна директор центра взаимодействия с региональными образовательными системами ФГБОУ ВО «Российский государственный университет народного хозяйства имени В.И. Вернадского», кандидат педагогических наук, доцент - обратила внимание участников семинара на проблему нехватки педагогических кадров в сельских школа. В этой связи большой интерес вызывает опыт получения дополнительной педагогической профессии студентами непедагогических направлений подготовки.

Боровских Алексей Владиславович профессор механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» - осветил проблемы, связанные с ИИ и возникающие во всех сферах жизни. Эти проблемы переворачивают все наши привычные отношения и традиции, в том числе в педагогической науке и в практике образования. Необходимы новые подходы к подготовке учителей для современной школы.

Свириденкова Наталья Васильевна декан факультета естественных наук ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», кандидат химических наук - отметила значимость проводимых научно-методических семинаров для решения актуальных проблем нехватки квалифицированных учителей естественно-научных дисциплин. На данном семинаре была затронута одна из ключевых проблем – как учить будущих педагогов, какие методы и педагогические практики следует использовать при обучении будущих педагогов. Безусловно, необходима интеграция накопленного педагогического опыта и современных образовательных технологий.

Рыжова Оксана Николаевна доцент кафедры физической химии, ответственная за педагогическую практику студентов химического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», кандидат педагогических наук, доцент - подчеркнула, что в сложившейся ситуации, когда вопрос подготовки педагогических кадров в непедагогических вузах начинает переходить в практическую плоскость, важно решить задачу подготовки современной учебной литературы для решения именно этой задачи. При этом значение богатейшего отечественного педагогического наследия ни в коем случае нельзя умалять.

Костюченко Татьяна Сергеевна заместитель директора по учебно-методической работе физтех-школы физики и исследований имени Ландау, ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)», кандидат физико-математических наук - отметила важность вопроса реализации возможности преподавания в общеобразовательных школах студентов технических специальностей начиная с третьего-четвёртого года обучения в институте: эта практика прошлых лет позволит сохранить лучшие традиции нашего образования, а также наполнить квалифицированными кадрами и значительно омолодить состав российских школ.

Юрчук Ольга Леонидовна заместитель руководителя Федерального координационного центра по развитию психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», кандидат психологических наук - предложила рассмотреть федеральные возможности популяризации в общеобразовательных организациях естественно-научного профиля обучения, создания положительного имиджа профессий связанных с данным направлением для повышения заинтересованности школьников и студентов для прихода в профессию. Также предложила использовать потенциал психолого-педагогических классов в целях ранней профориентации с учетом популяризации естественно-научного направления подготовки будущих педагогов.

Куровская Юлия Геннадьевна ведущий аналитик лаборатории сравнительной педагогики и истории образования Центра развития образования ФГБУ «Российская академия образования», доктор педагогических наук, доцент - отметила безусловную значимость научного мероприятия, на котором прозвучали важные, разнообразные по тематике и глубокие по содержанию доклады. Обращение к научному наследию прошлого позволяет современным ученым-педагогам посмотреть в зеркало истории отечественного образования и проследить преемственность лучших традиций в преподавании естественнонаучных предметов, что особенно актуально в условиях укрепления технологического и мировоззренческого суверенитета нашей страны.

Кабардов Мухамед Каншобиевич заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований», доктор психологических наук, профессор; доктор физико-математических наук – обратил внимание на благоприятное соответствие природно- и социально-обусловленных факторов в системе «Учитель – Метод – Ученик», обеспечивающее здоровьесбережение, которое строится на знании психологических и психофизиологических особенностей каждого учащегося, учете индивидуальных возможностей учителя (стиля) – определении индивидуального стиля педагогической деятельности, а также владении методом, или образовательной технологией.

Консон Григорий Рафаэльевич директор Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» доктор искусствоведения, доктор культурологии, профессор – отметил, что, тотальная гаджетизация стала новой реальностью - и это закономерный процесс. Поэтому возможности гаджетированного сознания необходимо учитывать, причем на уровне концепта. Успешный здесь пример — реформа гуманитарно-социального кластера в МФТИ, что результировалось в качестве весьма перспективного феномена в современном академическом пространстве.

Глухова Елена Владимировна аналитик учебно-методической лаборатории по работе с одаренными детьми, профессор кафедры высшей математики, профессор учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)», доктор технических наук - предложила учесть пожелания студентов и аспирантов ведущих технических университетов получить во время обучения помимо основной общей квалификации дополнительную, связанную не только с общим образованием, но и с высшим.

    По итогам обсуждения вопросов участниками семинара была отмечена актуальность, полезность и новизна полученной информации; были приняты предложения, направленные на поиск путей решения рассмотренных проблем.

Фотогалерея