Родился 13.03.1945 года в городе Ташкент. Заведующий лабораторией экопсихология развития и психодидактики. Доктор психологических наук 19.00.01 (1996 г.), член-корреспондент МАПСН (1995 г.), член-корреспондент РАО (2001 г.), профессор (2006 г.).
В 1973 году окончил Московский государственный педагогический институт им.Ленина по специальности математика.
Должности
- Зам. директора Психологического института РАО по научной работе (1993-2002).
- С 1992 г. по 2005 г. – научный соруководитель, а затем директор Центра экспериментальной психодидактики РАО (2003-2005 гг.).
- Заведующий лабораторией экопсихологии развития ( с 1995 г. по наст. время).
- Председатель диссертационного совета ПИ РАО, член диссертационных советов ИП РАН и ВШЭ.
- Председатель экспертного совета РГНФ по педагогике, психологии, социальным вопросам здоровья человека и экологии человека.
- Член Экспертного совета при Президиуме РАО
- Член Проблемного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО.
- Член Экспертно-аналитического совета Международной ассоциации русского рукопашного боя.
- Зарегистрирован в федеральном реестре экспертов Свидетельство №08-05845 ФБГНУ НИИ РИНКЦЕ Минобрнауки РФ (Москва, 24 апреля 2014 г.).
- Председатель секции «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе (с 2000 г.).
- Количество подготовленных докторов и кандидатов наук – 11.
Работа на преподавательских должностях (в разное время)
- Профессор Международного независимого эколого-политологического университета.
- Профессор Института психоанализа
- Профессор кафедры дифференциальной психологии Института психологии им. Выготского РГГУ
- Профессор кафедры философии и психологии Московского университета машиностроения «МАМИ»
- Профессор кафедры психологических инноваций в образовании Московского института открытого образования (МИОО)
-
Научные интересы
-
В настоящее время в сферу научных интересов входят: методология изучения психики, экологическая психология, психология одаренности, психологические и психодидактические основы развивающего образования. Разработка этих вопросов совместно с психологическими аспектами экологии детства привели к созданию собственного направления в экологической психологии — экопсихологического подхода к развитию психики (его психических процессов, психических состояний и сознания) в природно- и социально-средовых условиях разного вида (экологически неблагоприятных, семейных, образовательных, информационных, профессиональных и т.д.).
-
-
Страница в Истине
-
Наука
-
В.И.Пановым (с соавторами) разработан и читается в различных ВУЗах оригинальный учебный курс «Экологическая психология», специализация по которому получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им.Ломоносова на специальности 020400 «Психология» (№33-8-51 от 05.02.2004 г.).
Профессиональную деятельность, после окончания школы (1963) и службы в армии (1964-1967), начал в 1968 г. в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО), где работает до сих пор. В 1973 г. окончил вечернее отделение математического факультета МГПИ им. В.И. Ленина и начал исследовательскую работу под руководством Д. А. Ошанина (1974), а затем А.И. Миракяна (1980). В 1983 г. защитил канд. дис.: "Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии". В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия. Защитил на эту тему докт. дис.: "Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов" (1996). В 1995 г., создал и возглавил в ПИ РАО лабораторию "Экопсихологии развития", которой заведует по настоящее время.
Первоначально научные интересы В.И. Панова формировались под влиянием его учителей Д.А. Ошанина, автора концепции оперативности психического отражения, и А.И. Миракяна, автора трансцендентального подхода в психологии восприятия. В рамках этого подхода впервые была сформулирована методологическая проблема изучения восприятия движения и стабильности объектов не в гносеологической ("продуктной") парадигме – через отношение между уже отраженными в сознании продуктами восприятия (традиционные подходы), - а в онтологической ("непродуктной") – как возможности изучения порождения движения и стабильности объектов в непосредственно-чувственном процессе восприятия. Было показано, что существует методологическая связь между философско-гносеологическим осмыслением проблемы восприятия движения и неподвижности объектов, - и физикальным ("продуктным") образом мышления её исследователей. Вследствие этого гносеологический способ полагания (парадигма) предмета исследования также закономерен при изучении восприятия движения объектов и стабильности видимого мира, как и при изучении восприятия других пространственных свойств. Однако этот способ не позволял сделать предметом исследования собственно порождающую сторону непосредственно-чувственного восприятия пространственных и иных свойств окружающего мира. Тем не менее, в докторской диссертации представил к защите теоретическую модель порождения восприятия движения и стабильности объектов в непосредственно-чувственном восприятии как проявления незавершенности и/или завершенности микроактов формопорождающего процесса.
В дальнейшем, развивая идеи своих учителей, расширил сферу своих научных интересов, куда в настоящее время входят: методология изучения психики, экологическая психология, психология одаренности, психологические и психодидактические основы развивающего образования. Разработка этих вопросов совместно с психологическими аспектами экологии детства привели к созданию собственного направления в экологической психологии — экопсихологического подхода к развитию психики (его психических процессов, психических состояний и сознания) в природно- и социально-средовых условиях разного вида (экологически неблагоприятных, семейных, образовательных, информационных, профессиональных и т.д.).
Полученные теоретические и практические результаты данного направления исследований позволили говорить об экопсихологии развития не только как об одном из направлений экологической психологии, но и как о некоторой исследовательской парадигме, предопределяющей соответствующие теорию психического, эксперимент и практику. Разные этапы разработки экопсихологического подхода к развитию психики представлены в ряде авторских и коллективных монографий: «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2004), «Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход» (2005), «Психодидактика образовательных систем: теория и практика» (2007), "Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза" (2013, редактор).
Несмотря на тематическое разнообразие проведенных исследований, все они объединены общим концептуальным замыслом, - парадигмальным поиском и анализом способов полагания психики в качестве объекта исследования в рамках гносеологической, онтологической и трансцендентальной парадигм. В итоге пришёл к представлению об экопсихологических типах взаимодействия между компонентами отношения «человек — окружающая среда (природная, социальная)», инвариантных к разным видам окружающей среды. Эти представления послужили методологической основной для разработки экопсихологических предпосылок межвидовой психологии и гипотезе о ноосфере как психической реальности ("Экопсихология: парадигмальный поиск", 2014).
Наряду с научно-исследовательской и научно-административной деятельностью осуществлял научное руководство координационным советом Федеральной целевой программы “Одаренные дети” Минобразования РФ (1997-2002). В рамках этой программы были подготовлены и изданы 7 учебных пособий для учителя («Библиотеки “Одаренные дети”»). В структуре этой же программы был членом авторского коллектива “Рабочая концепция одаренности Минобразования РФ” (1998-2003).
Научные исследования, проводимые П., ориентированы не только на теоретические изыскания, но и на практику общего, дополнительного и экологического образования, на тесное сотрудничество с педагогами-учеными и педагогами-практиками. Проводится большая работа по повышению квалификации педагогов и психологов, работающих в других городах России. Совместно соавторами разработал и читал в различных ВУЗах оригинальный учебный курс "Экологическая психология", специализация по которому получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им.Ломоносова на специальности 020400 «Психология» (№33-8-51 от 05.02.2004 г.).
Конференции
Проведены семь российских конференций по экологической психологии (1996, 2000 2003, 2005, 2008, 2012, 2015гг.), и ряд других конференций.
Публикации
Опубликовано более 400 научных трудов, из них 10 монографий, 26 научных сборников и пособий для педагогов и психологов, где В.И.Панов выступает редактором и соредактором. Входит в Топ-100 авторов, цитируемых в педагогической литературе. Индекс Хирша 17.
Основные научные результаты
- защитил докторскую диссертацию «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов» по специальности 19.00.01. — общая психология, история психологии (1996 г.), в которой теоретически разработал и эмпирически верифицировал модель порождающего процесса восприятия движения и стабильности объектов,
- создал собственное направление в экологической психологии — экопсихологию развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания) в социально-средовых условиях разного вида (семейных, образовательных, информационных и т.д.), представленную в монографии «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2004). Для разработки этого направления в1995 г. в Психологическом институте РАО по его инициативе была создана Лаборатория экопсихологии развития, руководителем которой он является по настоящее время;
- разработал экопсихологической подход к одаренности, представленный в монографии «Одаренность и одаренные дети: Экопсихологический подход» (2005);
- осуществил теоретико-методологический анализ и систематизацию теории и практики психодидактического подхода на материале общего и дополнительного образования – монография «Психодидактика образовательных систем: теория и практика» (2007).
Диссертации, защищенные под руководством В.И.Панова
- Лапчинская Наталья Викторовна. Психологические условия формирования экологического сознания. Диссертация на соискание уч.степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01. – общая психология, психология личности, история психологии. М.: Психологический институт РАО (2001 г.). Науч. руководитель В.И.Панов
-
Гагарин Александр Валерьевич. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания. Дисс … доктора пед.н. по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. М.: Московский гуманитарный университет (30 марта 2004 г.). Научн. консультанты: А.В.Иващенко, В.И.Панов.
-
Половинкин Александр Александрович. Формирование структуры защитных перемещений в боевых единоборствах. Дисс … канд. пед.н. по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (27 января 2005 г.). Науч. руководитель В.И.Панов
-
Суханов Алексей Анатольевич. Влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей. Дисс … канд. психол.н. по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. М.: Психологический институт РАО (15 марта 2005 г.). Науч. руководители: В.И.Панов, Н.М.Сараева.
-
Хисамбеев Шамиль Раисович. Мотивация достижения учащихся в условиях дополнительного образования. Дисс … канд. психол.н. по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. М.: Психологический институт РАО (14 июня 2005 г.). Науч. руководитель В.И.Панов
-
Кодесс Полина Борисовна. Особенности формирования жизненной стратегии старшеклассников. Дисс … канд. психол.н. по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. М.: Психологический институт РАО (7 февраля 2006 г.). Науч. руководитель В.И.Панов
-
Крупа Татьяна Викторовна. Психологические критерии экспертизы электронных учебных пособий. Дисс … канд. психол.н. по специальности: 19.00.07 – педагогическая психология. М.: Психологический институт РАО (19 декабря 2006 г.). Науч. руководитель В.И.Панов
-
Позднякова Галина Павловна. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста. Дисс … канд. психол.н. по специальности по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. М.: РГГУ (28 декабря 2006 г.). Науч. руководитель В.И.Панов
-
Ермаков Дмитрий Сергеевич. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся. Дисс … доктора пед.н. по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. М.: Российский университет дружбы народов (19 июня 2009 г.). Научн. консультанты: А.В.Иващенко, В.И.Панов.
-
Сараева Надежда Михайловна. Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории. Дисс … доктора психол.н. по специальности: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. М.: Российский университет дружбы народов (25 июня 2010 г.). Научн. консультант: В.И.Панов.
-
Селезнева Маргарита Викторовна. Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развития субъектности курсантов. Дисс … кандидата психол.н. по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. М.: УРАО «Психологический институт». Науч.рук. В.И.Панов
Гранты
- РГНФ №95-06-17732(а):. Экопсихология развития индивидуальности –руководитель.
- РГНФ №96-3-3г/23(г). Первая российская конференция по экологической психологии – руководитель.
- РГНФ №96-06-14014(г) Конференция «Образ в регуляции деятельности», посвященной 90-летию Д.А. Ошанина» – руководитель.
- РГНФ №98-06-10806(а). Сопоставительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни у школьников из экологически благополучных и неблагополучных районов – руководитель.
- РГНФ №00-06-14019(г). 2-ая Российская конференция по экологической психологии – руководитель.
- РГНФ №00-06-00209(а) Экопсихология как область психологических исследований – руководитель.
- РГНФ №03-06-00129(а). Микрокризис в обучении и развитии одаренных детей (экопсихологический подход) – руководитель.
- РГНФ №03-00-16002(д) Издание монографии В.И.Панов «Экологическая психология: опыт построения методологии» – руководитель.
- РГНФ № 06-06-00405 (а) Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста – руководитель.
- РГНФ №08-06-14067 (г) 5-я Российская конференция по экологической психологии руководитель.
- РГНФ №09-06-00629(а) Экологическое сознание и экологичность поведения – руководитель.
- РГНФ №10-06-00434(а) Влияние дополнительного образования на структуру сознания подростков – исполнитель.
- РГНФ №11-06-00735(а). Исследование психики: гносеологическая, онтологическая и трансцендентальная парадигмы – руководитель.
- РГНФ №12-06-14284(г). 6-я Российская конференция по экологической психологии – руководитель.
- РГНФ №11-06-00739(а). Разработка теоретических и методологических основ исследования и формирования креативной компетентности педагога – Исполнитель.
- РГНФ №12-06-14205(г). Международная конференция: "Третий международный университет для аспирантов "Развитие современных психологических исследований в рамках научной школы Л.С. Выготского и за ее пределами"– исполнитель.
- РГНФ №12-06-14229(г). Научная конференция «Век психологии: к 100-летию Психологического института на Моховой» – исполнитель.
- РГНФ №14-06-16006 (д) - Экопсихология: парадигмальнй поиск. – руководитель
- РГНФ №14-06-00576 (а) - Становление субъектности на разных этапах онтогенеза: экопсихологический подход . - руководитель
- РГНФ №14-06-00575(а) - «Развитие субъектности курсантов военного вуза» - исполнитель.
- РГНФ №13-06-00687 (а) - Психологическое взаимодействие и межвидовая коммуникация человека с домашними животными в условиях городской среды. – исполнитель.
- РГНФ №15-06-14084 (г). 7-я Российская конференция по экологической психологии . – руководитель.
Выступления на съездах, конгрессах, конференциях, семинарах за 2008-2011 гг.
- 17-18 апреля2008 г. Москва. Научно-практическая конференция «Развитие научного наследия Алексея Михайловича Матюшкина (к 80-летию со дня рождения)», Психологический институт РАО, Пленарный доклад «Одаренность и творческая природа развития психики»
- 22-24 мая2008 г. г.Арзамас. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие детской одаренности в современной образовательной среде» ГОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара». Пленарный доклад «Одаренность как становящаяся психическая реальность»,
- 30 июня — 1 июля2008 г. Самара, Вторая Всероссийская науч.-практ. Конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России». Пленарный доклад «Психологические аспекты духовного самоопределения молодежи в условиях современной России».
- 7 июля2008 г. Москва, Четвертая Всероссийская конференция «Психологичесике основы профессионального развития личности в онтогенезе», Психологический институт РАО. Пленарное выступление «Профессиональное развитие личности в онтогенезе: активность-деятельность-субъектность»
- 5-6 сентября2008 г. г. Ярославль, Международный Конгресс «Психология XXI столетия». Пленарный доклад «Психика: парадоксы исследования».
- 3-4 октября 2008г., г.Пермь. Всероссийская научная конференция с международным участием «Активность, индивидуальность, субъект. XXIII Мерлинские чтения (к 110-летию В.С. Мерлина)», Институт психологии ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет». Пленарный доклад «Развитие индивидуальности в деятельности: от активности к субъектности», сорук. Секции «Активность и индивидуальность субъекта бытия».
- 15-16 октября2008 г, Москва 4-я Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие: субъектный подход» (к 75-летию А.В. Брушлинского), Институт психологии РАН. Выступление «Субъектность как единица анализа психического развития (на примере развития двигательной активности дошкольников)».
- 13-15 ноября2008 г., г. Казань, 1 Всероссийская научно-практическая конференция «Психология психических состояний: теория и практика», Казанский гос. университет. Тема выступления «Динамика психического состояния одаренного ребенка в трудной (критической) ситуации».
- 26-28 ноября 2008 г. Москва. «5-я Российская конференция по экологической психологии», Психологический институт РАО. Председатель программного комитета, пленарный доклад «Психика как предмет экопсихологии развития», сорук. секции «Теория, эксперимент, практика».
- 26-27 апреля2011 г. г.Саратов. Учреждение РАО «Психологический институт» — г.Москва. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Педагогический институт «Всеросс. научно-прак. семинар «Психология экологических и социальных рисков в современном обществе»» . Пленарный доклад «Экопсихология человека: теория, методология, общие вопросы»
- 13-15.11. 2008 г. Казань. Казанский государственный университет. Первая международная конференция Психология психических состояний: теория и практика». Выступление: Динамика психического состояния одарённого ребёнка в трудной (критической) ситуации.
- 19.03.2009 г. Москва. Институт психологии РАН, Проблемы изучения и развития профессиональных способностей. Выступление: Проблема профессиональных способностей и одаренность
- 20-21.03.2009 г.С-Петербург. Санкт-Петербургская академия постдиплом-ного образования. Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. Региональная науч.-практ. конфренция . Выступление: Экопсихологический аспект проявления и развития одаренности детей
- 26.03. 2009 г. Москва. МГТУ «МАМИ», Проблемы непрерывного профессионального образования в авто-тракторостроении. Гуманитарное и социально-экономическое образование. Выступление: Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды технического вуза
- 10-12.04. 2009 г. Рязань. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 4-я международная конференция студентов и молодых ученых «И.П. Павлов: диалог с XXІ веком». Выступление: Методологические аспекты современной психологии
- 2 — 5 июня 20097. Москва. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. V Международная научно-практическая конференция «Рудиковские Чтения-09». «Психология личности спортсмена и спортивной деятельности». Выступление: Основные подходы к проблеме психических состояний
- 6-8. 07. 2009г. Москва. Учреждение РАО «Психологический институт». V Международная конференция «Человек – образование – профессия». Выступление: Роль гуманитарного образования в профессиональной подготовке технических специалистов
- 24 – 25. 09. 2009г. Ярославль. Ярос.гос.пед. университет им. К.Д. Ушинского; Ярос. гос. университет им. П.Г. Демидова. Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Выступление: Способности: активность или деятельность?
- 26-27. 09.2009 г. Москва. Московский гуманитарный университет им.Шолохова . Международная конференция «Экологические проблемы глобального мира». Выступление: Экологическая ответственность человека: трансцендентальный аспект .
- 7-14 ноября 2009 г. Шимкент, Республика Казахстан. Республиканский национальный педагогический центр «Дарын». Центр новых технологий в образовании, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Международный научно-практический семинар «Психологическое сопровождение одаренных детей в современной школе». Выступление: Одаренные дети: теория и практика.
- 17-20 ноября 2009г. Москва. РГГУ, Институт психологии им. Л.С. Выготского, Х Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Камень, который презрели строители». Культурно-историческая теория и социальные практики. Выступление: Экологическая психология с позиций культурно-исторического подхода.
- 19-21 ноября 2009 г. Москва, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». IV общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Выступление: Психодидактические аспекты современного образования.
- 24-25. ноября2009 г. Ярославль, Яр.гос.пед.уни-верситет. Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 70-летию В.Д.Шадрикова. Выступление: Соруководтель секции «Методология системогенетического подхода. Доклад: «Генезис способностей как первичной стихии…»
- 27-29 января 2010г. Москва, МГППУ. V Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: психологическое обеспечение «НОВОЙ ШКОЛЫ»». Соруководитель секции «Психолого-педагогическая оценка качества образования». Доклад: Введение в проблему психолого-педагогической оценки качества образования
- 25-28 марта 2010г. Москва, МО РПО, ПИРАО, МГУ, ИП РАН и др. Юбилейная конференция
- 125 лет Московскому психологическому обществу. Секция «Экологическая психология», посвященной 15-летию Лаборатории экопсихологии развития. Доклад: Теоретические предпосылки экопсихологического подхода к развитию психики.
- 5-9 апреля 2010 г. Москва, ПИ РАО. Челпановские чтения. Доклад: Семь парадоксов изучения психики
- 6-8 апреля 2010 г. Москва, Гос.университет Высшая экономическая школа. XI Международная конференция по проблемам развития экономики и общества. Секция К-11/1 «Психологические детерминанты эффективности деятельности». Выступление: Субъект и субъектность инновационного процесса
- 23 апреля 2010 г. г.Черноголовка Моск.обл. Институт научной информации и мониторинга РАО. Московская областная конференция «Инновационная деятельность школы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»». Выступление: Поиск, поддержка, сопровождение талантливых детей.
- 17-19 ноября 2010 г. Москва, Гос.университет Высшая экономическая школа. 3-й Всероссийской конференции
- «Психология индивидуальности». Соруководитель СЕКЦИИ № 11. «Психология индивидуальности как основа инновационных процессов в образовании». Выступление: Индивидуальность одаренного ребенка.
- 25-28 ноября 2010 г. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы». Выступление: Методологические аспекты экологической психологии
- 25-27 окт. 2010 г. Москва, Московский гуманитарный университет. Психология безопасности жизнедеятельности человека и общества в современном мире. Выступление: Психологические проблемы экологической безопасности жизненной среды человека.
- 26-27 окт.2010 г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова. Международная конференция «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы versus решения». Выступление: Концепция устойчивого развития: мышление, сознание, образование
- 28-29 окт. 2010 г. Москва, Российская академия образования. Научно-практический форум
- «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Творческая мастерская «Психология обучения и развития одаренных детей: состояние и перспективы»
- 11-13 ноября2010 г. Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова факультет психологии, кафедра психологии труда и инженерной психологии. Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса. Выступление: Вклад Е.А.Климова в становление экологической психологии в России
- 26-27 апреля2011 г. Саратов. Учреждение РАО «Психологический институт» ; Педагогический институт. Всеросс. научно-прак. семинар «Психология экологических и социальных рисков в современном обществе» . Пленарный доклад «Экопсихология человека: теория, методология, общие вопросы»
- 19-21 мая2011 г. Ярославль, Ярославский госуниверситет им.П.Г.Демидова, факультет психологии. Всеросс. научно-прак. Конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы». Член Программного комитета, Выступление «Несколько тезисов о психике как объекте исследования»
- 7-8 июля2011 г. Москва. Учреждение РАО «Психологический институт». VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность». Пленарный доклад «Психодидактический подход к сохранению здоровья в условиях обучения»
- 14–16 сент. 2011 г. Волгоград. Волгоградский гос. пед. Университет. Международная научно-практ. конференция «Психология образования в XXI веке: теория и практика». Доклад «Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования». Соруководитель секции «Проблемы экологической психологии образования»
- 29 сент.- 1окт. 2011 г. Самара, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. II Всероссийская научная конференция «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Выступление: Сознание как предмет психологического исследования: гносеологический, онтологический и трансцендентальный аспекты
- 21-22 окт. 2011 г. Курск, Курский гос. университет . Всероссийская научная конференция «Малая группа как объект и субъект психологического влияния». Выступление: Экопсихологический подход к взаимодействиям в малой группе.
Участие в организации научных мероприятий в 2008-2011 гг.
Председатель Программного комитета конференций:- «5-я Российская конференция по экологической психологии» (2008 г.)
- «А.И. Миракян и современная психология восприятия» (2010 г.).
- Член Программного комитета:
- 22-24 мая2008 г. г.Арзамас. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие детской одаренности в современной образовательной среде» ГОУ ВПО «Арзамасский педагогический институт им. А.П.Гайдара».
- 30 июня — 1 июля2008 г. Самара, Вторая Всероссийская науч.-практ. конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России».
- 31 марта2009 г. Москва, Российский университет дружбы народов «Психологические чтения студентов и молодых ученых «Личность в Природе и Обществе»
- 14–16 сент. 2011 г. Волгоград, Волгоградский гос. пед. Университет. Международная научно-практ. конференция «Психология образования в XXI веке: теория и практика»
- 29 сент.- 1окт. 2011г. Самара, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия «II Всероссийская научная конференция «Психология сознания: современное состояние и перспективы»
- 21-22 окт. 2011 г. Курск, Курский гос. университет. Всероссийская научная конференция «Малая группа как объект и субъект психологического влияния»
-
- Медаль «Двадцать лет победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965 г.)
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.)
- Лауреат Премии правительства РФ в области образования (1998 г.);
- Медаль К.Д. Ушинского Минобразования РФ (1999);
- Медаль «Г.И.Челпанова (I степени)» ПИ РАО (2004 г.);
- Нагрудный знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2007);
- Диплом II степени за II место во «Всероссийском конкурсе психологических изданий-2006» в номинации: «Лучшая монография по психологии» - за книгу «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2007);
- Почетная грамота Президиума Международной Академии Психологических наук «За выдающийся вклад в развитие теории и практики психологии» от 5.09.2008 г.
- Диплом «Звание номинанта XV Национального психологического конкурса по итогам 2013 г.» в номинации «»Проект года в психологической науке» за проект «Креативность как ключевая компетентность педагога (коллективная монография)» по итогам 2013 г.;
- Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере - 2014», проведенного научно-методическим журналом «Концепт»: Диплом № ЛК002035 от 01.10.2014 г. в номинации «Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека» за работу «Креативность как ключевая компетентность педагога (коллективная монография)»
- Грамота Российского гуманитарного научного фонда «За большой личный вклад в развитие гуманитарной науки» (2016 г.)