Международный XXVI симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» состоялся 14 – 15 апреля 2021 года.

Международный XXVI симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» состоялся 14 – 15 апреля 2021 года.

8 июня 2021
В процессе подготовки к XXVI симпозиуму организаторы стремились более полно использовать все плюсы дистанционного проведения...


В процессе подготовки к XXVI симпозиуму организаторы стремились более полно использовать все плюсы дистанционного проведения и, по возможности, нивелировать некоторые минусы. Дистанционный формат позволил пригласить спикеров из разных стран- Великобритании, Австрии, Латвии. Реализована интересная программа с включением докладов ученых из ближнего и дальнего зарубежья, а также сообщений представителей науки и практики из 20 регионов России. Животрепещущие вопросы сегодняшнего дня были освещены в докладе Баттиани А. (Вена, Австрия) «COVID-19: как может психология предоставить помощь и поддержку?». Большой профессиональный интерес и потребность в дискуссии вызвал проблемный доклад Дорцен Э. (Лондон, Великобритания) «Восставая из экзистенциального кризиса». Особенно привлекательным оказался формат, впервые представленный на симпозиуме, беседа-интервью с приглашенным спикером. Диалог с Р. Кочюнасом (Бирштонас, Литва) «Как быть экзистенциальным терапевтом». Е.Е. Сапогова предложила слушателям свои исследования в русле разрабатываемого ею экзистенциально-нарративного подхода: введено понятие и аргументирована гипотеза об экзистенциальном статусе родительских образов в смысловом пространстве взрослого человека. Родитель рассмотрен как сверхзначимый Другой для становления смысловой системы «Я» и самодетерминации жизненного пути.

Сотрудники нашего института приняли активное участие в работе симпозиума. Т.А. Поповой был сделан доклад о приватном пространстве современных подростков.

Л.М. Митина выступила с докладом «Смысложизненные ориентации субъектов образования в условиях радикальных социокультурных и технологических перемен». Проведенный анализ показал, что в обществе отношение к предстоящим изменениям в образовании неоднозначное: одни выступают за сохранение и продолжение лучших отечественных традиций, другие - ориентируются на зарубежные достижения. Перед российским образованием стоит вопрос: «сохранить здорового человека с нравственно-духовными ценностями или получить нездоровое поколение с потерянными духовно-нравственными и смысложизненными ориентирами». А.А. Мелик-Пашаев в докладе раскрыл «смысложизненное» значение творчества и сочетание в нем свободы и долженствования. Анализируя специфику творчества в конкретных областях культуры, докладчик показал, что «существует и особый вид творчества, направленного внутрь, на преобразование самого себя в соответствии с тем, что является для человека смыслом жизни». А.К. Осницкий в выступлении сопоставил понятия личности и индивидуальности в культуре России и культуре стран Запада и США. По мнению докладчика, существующее в наши дни давление прозападной культуры разрушает основы российского воспитания. У молодежи формируется сознание «закрытое» от поиска «смыслов жизни» и понимания чувств и переживаний другого. Ф.М. Шаньков представил результаты скрининга утраты и приобретения ресурсов, проведенного в условиях пандемии COVID-19 конце мая 2020 года. Анализу самосознания и специфики психологических коррекционных воздействий было посвящено выступление и С.В. Персиянцевой (содокладчик А.М Акимова).

Следует отметить, что за прошедшее десятилетие симпозиум значительно помолодел. Молодежная секция. Этому способствовала, в частности, организация молодежных секций не только в Москве, но и в ряде городов России, а также в Казахстане. Не менее значимо и то, что постоянные участники симпозиума, будучи преподавателями средних и высших учебных заведений, стали все чаще вовлекать молодежь в самостоятельную работу над исследовательскими проектами. Отметим интерес выступающих к вопросам становления, развития и даже потери смысла жизни в разных жизненных обстоятельствах.

Всего в работе симпозиума приняли участие более 150 человек из России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Литвы, Великобритании, Австрии, Пакистана. Были организованы три Пленарных заседания и четыре секции, в том числе – Молодежная.

Материалы участников симпозиума будут опубликованы в сборнике.