ХХ Юбилейная международная научно-практическая конференция «Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога»
Конференция посвящена различным аспектам исследования психологических ресурсов личностного и профессионального развития педагогов и учащихся в эпоху интеллектуальных технологий. Эта тема приобретает особую актуальность на фоне глобальных вызовов современности, роста неопределенности во всех сферах жизнедеятельности человека. В условиях перемен и многочисленных инноваций в педагогическом процессе возникает необходимость научного изучения и обоснования средств актуализации психологических ресурсов педагога, детерминирующих его личностно-профессиональное развитие и готовность к трансформациям в своей деятельности.
В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, в том числе в области образования, 2022–2031 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием науки и технологий (Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231).
В современном стремительно меняющемся мире уже трудно представить жизнь человека, особенно младших поколений — современных учащихся, без использования интернета и информационных технологий. Вместе с тем особенности взаимодействия субъектов профессиональной и учебной деятельности с информационной средой изучены недостаточно, а их влияние на психическое развитие не может оцениваться однозначно. С одной стороны, возросшая доступность информации и технологичность среды становятся мощным позитивным ресурсом в образовательном процессе, в личностно-профессиональном развитии педагога и в обучении студентов и школьников. С другой стороны, информация и информационные технологии могут превращаться в серьезную угрозу безопасности личности.
В то же время, в условиях цифровой революции, повсеместного внедрения информационных и интеллектуально-информационных технологий (ИТ и ИИТ), психологические принципы развития и обучения остаются неизменными: ученик обучается, и эффективность усвоения нового опыта зависит от его собственных усилий и способностей, а также от действий педагога по вовлечению учащегося в учебный процесс и полисубъектную общность «учитель — ученик». Можно смело утверждать, что внедрение новых информационных технологий и искусственного интеллекта, не могут заменить учителя, но могут и должны стать его помощниками.
Образование не может рассматриваться как накопление знаний, — это всегда процесс развития личности, преломление знаний через личностные смыслы, и в данном контексте фигура педагога и уровень его личностно-профессионального развития играют определяющую роль в будущей жизни детей и молодежи.
Именно такие основания были заложены в научный проект «Личностно-профессиональное развитие педагога», который был начат в 2006 г. лабораторией психологии профессионального развития личности ФГБНУ «Психологический институт РАО» под руководством доктора психологических наук, профессора Л.М. Митиной. Исследования направлены на анализ, изучение и обсуждение состояния современного образования, его опережающего потенциала и способностей научного и педагогического сообщества своевременно отвечать на вызовы времени, учитывать риски и решать насущные, наиболее острые проблемы непрерывного педагогического образования.
В русле научного проекта подготовлены и проведены 19 международных конференций с участием представителей науки и образовательной практики из разных регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Казахстана, Китая, Литвы, Молдовы, Польши, Словакии, Словении, Узбекистана, Украины, Чехии, Японии и др.
Ежегодная конференция стала важным научным событием, в рамках которого российские и зарубежные исследователи — представители академической и вузовской науки и образовательной практики обсуждают ключевые проблемы педагогики и психологии, образования, профессионального развития.
Целью XX юбилейной Международной научно-практической конференции «Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога» было — обсуждение возможностей и способов интеграции культурных, научных и практических ресурсов личностно-профессионального развития педагогов и учащихся, необходимых для обеспечения устойчивого прогресса в образовании, успешной социализации и профессионализации новых поколений в эпоху трансформации и развития интеллектуальных технологий.
В работе XX конференции приняли участие в разных форматах 280 человек. За два дня работы на трех пленарных и пяти секционных заседаниях были заслушаны и обсуждены 117 выступлений участников из разных стран (Болгария, Беларусь, Казахстан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан) и городов России (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Смоленск, Нижний Новгород, Белорецк, Екатеринбург, Волгоград, Бердянск, Омск, Челябинск, Новосибирск Иркутск, Киров, Луганск, Самара, Иваново, Владивосток, Арзамас и др.).
Широко и многопланово обсуждались наиболее актуальные вопросы о перспективах развития образовательного пространства, интеграции и взаимообусловленности наук, культуры, образования и профессиональной деятельности, взаимообогащении новых научных подходов, инновационных технологий и образовательной практики, позволяющих получить целостное видение стратегий и ресурсов личностного и профессионального развития педагогов.
Открыла конференцию председатель программного комитета Митина Л. М., д. пс.н., профессор, гл. н.с. ФНЦ ПМИ, поприветствовав участников от администрации ФНЦ ПМИ и руководителей конференции.
С приветственным словом выступили Петров Г.М. – врио Президента Международной ассоциации профессоров славянских стран (APSC), доктор педагогических наук, профессор Софийского университета «Св. Климент Охридски» (София, Болгария); Лукашеня З.В. – профессор УО «Барановичский государственный университет» (Барановичи, Республика Беларусь); Ткач Л.Т. – доцент, ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова); О. Х. Хамидов – ректор, Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан); Навныко В.Н. - ректор УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина» (Мозырь, Республика Беларусь).
Наы первом пленарном заседании были заслушаны доклады Митиной Л.М., проф., д.пс.н., Россия) Ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития педагога: научное обоснование и технологические решения; Дубровиной И.В., проф., д.пс.н., академик РАО (Москва, Россия) Профессионально-педагогическое самоопределение в контексте непрерывного образования; Богоявленской Д.Б., проф., д.пс.н. (Москва, Россия) О доминирующих факторах процесса образования; Савенкова А.И., проф., д.пс.н. (Москва, Россия) Цифровые технологии и иммерсионные практики в развитии когнитивных и метакогнитивных способностей будущих педагогов; Лукашени З.В., проф., к.п.н. (Барановичи, Республика Беларусь) Консалтинг как форма сопровождения индивидуального образовательного маршрута будущего педагога; Кашапова М.М., проф., д.пс.н. (Ярославль, Россия) Взаимосвязь юмора и ресурсности мышления как основа автокреационных процессов; Ткач Л.Т., доц., к.п.н. (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова) Влияние содержания образования на становление педагогической позиции обучающегося; Онищенко Э.В., доц., д.п.н.(Санкт-Петербург, Россия) Реконструкция «пампедии» Яна Амоса Коменского как теории непрерывного образования: ответ на интенции XXI века; Панова В.И., проф., д.пс.н., член-корр. РАО (Москва, Россия) Экопсихологический ресурс системы «педагог – среда (внутренняя, внешняя); Семенова И.Н., проф., д.пс.н., Калашникова И.Г. (Москва, Россия) Рефлексивно-смысловая педагогическая психология развития когнитивных и метакогнитивных аспектов человеческого капитала учеников и учителей; Вачкова И.В., проф., д.пс.н., Саликовой Э.М.В. (Москва, Россия) Анализ метафоры жизненного пути как инструмент взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов; Тихомировой Т.Н. проф., д.пс.н. академик РАО (Москва, Россия) Педагог-психолог в системе образования России: профессиональные риски и научно-методическая поддержка развития.
На втором пленарном заседании выступили с докладами Прохоров А.О., проф., д.пс.н., Юсупов М.Г., доц., к.пс.н, (Казань, Россия) Ментальная регуляция психических состояний в учебной деятельности; Шульга Т.И., проф., д.пс.н. (Москва, Россия) Переживание разочарования молодежью 17-25 лет; Щелина Т.Т., проф., д.п.н. (Арзамас, Россия), Щелина С.О., к.пс.н. (Москва, Россия) Психологическая характеристика наставничества как условия преемственности личностно-профессионального развития будущего педагога; Толочек В.А., проф., д.пс.н. (Москва, Россия) Профессиональное становление учителя: декларированные и латентные аспекты; Капцов А.В., доц., д.пс.н., Мишакова Г.А., к.пс.н. (Самара, Россия) Профиль субъектности педагогов учреждений дошкольного и школьного образования; Востокова Ю.И. (Москва, Россия) Рефлексивно-проектировочный ресурс личностно - профессионального развития педагогов-психологов: психологическое содержание и условия актуализации; Кабардов М.К., проф., д.пс.н. (Москва, Россия) Учитель — Метод — Ученик»: слагаемое эффективности учебно-воспитательной деятельности; Мелик-Пашаев А.А., проф., д.пс.н. (Москва, Россия) Актуализация одаренности: деятельность и созерцание; Попова Т.А., к.пс.н, (Москва, Россия) Артлоготерапия в образовательных практиках: становление профессиональной и смысложизненной ориентаций личности подростка; Анисимова О.А., к.пс.н., Митин Г.В. к.пс.н, (Москва, Россия) Вовлеченность и вовлечение как ресурсный комплекс личностно-профессионального развития педагогов и учащихся; Осадчева И.И., к.пс.н. (Москва, Россия) К вопросу о диагностике способностей и готовности учащихся к выбору профессии педагога; Щебланова Е.И., проф., д.пс.н. (Москва, Россия) Личностно-профессиональное развитие педагога как фактор реализации потенциала неуспешных одаренных школьников.
Во второй день конференции параллельно в разных аудиториях проходили пять секций: секция 1 «Интеграция культуры, науки и технологий как ресурсное обеспечение развития образования» (руководители секции: Дубровина И.В., Востокова Ю.И.); секция 2 «Педагог в мире искусственного интеллекта и цифрового образовательного пространства» (руководители секции: Кабардов М.К., Щелина С.О.); по инициативе организаторов конференции секция 3 «Инновационные подходы и практики профессиональной подготовки педагога» и секция 4 «Преемственность в личностно-профессиональном развитии субъектов непрерывного образования (школа-колледж-вуз)» были объединены и прошли под руководством Т.Т. Щелиной, А.К. Осницкого, И.И. Осадчевой; секция 5 «Психологические закономерности и условия полисубъектных взаимодействий в системе: учитель – ученик – родитель – психолог» (руководители секции: Щебланова Е.И., Попова Е.А., Митин Г.В.).
Каждая секция заканчивалась дискуссией по наиболее острым вопросам, поднятым в докладах участников секций. В конце дня было заключительное пленарное заседание с отчетами руководителей секций, общей дискуссией, подведением итогов председателя программного комитета Л.М. Митиной, выступлениями и пожеланиями участников конференции на будущее.
В рамках конференции был запланирован и проведен обучающий семинар с участниками исследовательского проекта «Психологическая теория и практика реализации преемственности в личностно-профессиональном развитии субъектов непрерывного образования (школа-колледж-вуз)» из г. Белорецк, г. Уфа.
Теоретические и теоретико-эмпирические исследования, представленные на конференции, вошли в тематический номер журнала «Теоретическая и экспериментальная психология» Т. 17, № 2, 2024 год. Наиболее значимые прикладные и практические разработки: модели, технологии, методики, инновации, ретроинновации, сценарии тренингов и деловых игр, эффективные психотехники и др., — опубликованы в объединенном тематическом номере журнала «Вестник практической психологии образования» Т. 21, № 2-3, 2024 г. Планируется часть материалов, не вошедших в предыдущий номер, опубликовать в журнале «Вестник практической психологии образования» в №4, 2024 г.