Международная летняя школа для молодых ученых

Международная летняя школа для молодых ученых

10 июня 2017

8 – 9 июня 2017 года состоялась Международная летняя школа для молодых ученых «Междисциплинарные методы исследования психологических признаков, связанных с образованием»

При финансовой поддержке Российского научного фонда  8 – 9 июня 2017 года в ФГБНУ «Психологический институт РАО» состоялась Международная летняя школа для молодых ученых «Междисциплинарные методы исследования психологических признаков, связанных с образованием» / ‘Interdisciplinary Approaches to the Study of Educationally Relevant Psychological Traits’.

В работе двухдневной Международной школы приняли участие 36 молодых ученых, аспирантов, студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и Еревана. Научная молодежь представляла такие ведущие научные учреждения и университеты России, как Психологический институт РАО, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа экономики, Южно-Уральский государственный университет, Уральский федеральный университет.

12 российских и 6 зарубежных специалистов в области психологии, нейронауки, психогенетики, молекулярной генетики, педагогики и других научных дисциплин прочитали лекции и провели семинарские занятия, объединенные проблематикой исследования психического развития и успешности школьного обучения.

В своей лекции академик РАО С.Б. Малых (Психологический институт РАО, Москва) рассказал о междисциплинарных лонгитюдных исследованиях психического развития и отметил значение их результатов для повышения качества образования. Важность организации и проведения лонгитюдных исследовательских проектов, направленных на изучение психологических признаков, связанных с образованием, подчеркнула в своем докладе член-корреспондент РАО Т.Н. Тихомирова (Психологический институт РАО, Москва). Ею было представлено Российское лонгитюдное исследование академической успешности, целью которого является понимание когнитивных и не-когнитивных предикторов индивидуальных различий в успешности обучения на всем протяжении школьного возраста. Лонгитюдное исследование творческого мышления представила профессор Е.И. Щебланова (Психологический институт РАО, Москва), отметив сложность организации лонгитюдных проектов в сфере творческого развития школьников. С.Ю. Киселев (Уральский федеральный университет, Екатеринбург) рассказал о лонгитюдном проекте психического развития детей с рисками аутизма и СДВГ, продемонстрировав специфику организации длительных исследовательских программ с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

Научному поиску когнитивных факторов успешности в обучении была посвящена лекция доктора М. Тосто (Dr. M. Tosto, Goldsmiths University of London, UK), в которой были представлены новейшие результаты генетически информативных исследований индивидуальных различий в успешности обучения школьным дисциплинам. Член-корреспондент РАО В.И. Моросанова (Психологический институт РАО, Москва) в своей лекции отметила важность изучения не-когнитивных особенностей школьников и представила результаты исследования осознанной саморегуляции как предиктора успешности в школьном обучении. Лекция К. Папагеоргиу (Dr. K. Papageorgiou, Queen's University Belfast, UK) была посвящена результатам исследований связи «Темной триады» личностных черт, психической устойчивости и академической успешности. Результаты исследования психического развития и успешности в школьном обучении детей-билингвов представил в своем докладе профессор М. Лейкин (Prof. M. Leikin, Haifa University, Israel).

В ходе работы Международной школы участники были ознакомлены с молекулярно-генетическими методами исследования психологических признаков, связанных с образованием. В частности, к этой проблематике были обращены лекции профессора РАО А.С. Карунас (Институт биохимии и генетики УНЦ РАН, Россия) и доктора Д. Гайсиной (Dr. D. Gaysina, University of Sussex, UK).

На семинаре, который провела профессора Н.Б. Шумакова (Психологический институт РАО, Москва), большое внимание было уделено практической работы со школьниками: была представлена модель творческого междисциплинарного обучения в системе общего образования. Практической работе с детьми, но раннего возраста, была посвящена лекция профессора Р.Ж. Мухамедрахимова (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург). В своем докладе Р.Ж. Мухамедрахимов представил результаты исследования психического развития детей, находящихся в детских домах, в контексте внедрения программы ранней помощи. В ходе мастер-класса, который провел С.Ю. Киселев (Уральский федеральный университет, Екатеринбург), молодые ученые познакомились с психофизиологическими методами исследования нейрокогнитивного развития детей, включая ЭЭГ и айтрекинг, и получили представление о специфике планирования междисциплинарного исследования.

Два доклада были посвящены организации и функционированию лонгитюдных исследовательских ресурсов в Великобритании. В частности, в докладе доктора Д. Гайсиной (Dr. D. Gaysina, University of Sussex, UK) «Открытая наука – наука будущего» был сделан акцент на важность открытого доступа к данным, на основании которых выполняются научные публикации. Т. Гайсин (T. Gaysin, University College London, UK), много лет работающий во всемирно известных лонгитюдных проектах Великобритании, в режиме реального времени продемонстрировал алгоритмы запроса данных, а также рассказал о специфике сбора, этических принципах хранения и передачи данных лонгитюдных исследований. Тему технического обеспечения лонгитюдных исследовательских проектов продолжил доктор технических наук, профессор Е.В. Никульчев в своем сообщении «Вычислительная платформа сбора и анализа больших данных в психологических исследования».
В ходе работы Международной школы молодые ученые не только смогли поучаствовать в обсуждении междисциплинарных проблем, связанных с изучением психического развития и успешности в школьном обучении, но и получить высококвалифицированную помощь в решении конкретных исследовательских задач. В частности, доктор технических наук, профессор В.Б. Барахнин (Новосибирский государственный университет, Новосибирск) и доктор К. Малки (Dr. K. Malki, King’s College London, UK) персонально консультировали участников Международной школы по вопросам статистической обработки данных и биоинформатике.

Все преподаватели Международной школы для молодых ученых единодушно отметили, что для решения важнейшей задачи образования – повышения эффективности обучения – необходимо объединять интеллектуальные и исследовательские ресурсы специалистов, работающих в различных научных сферах: психологии, педагогике, генетике, нейронауки. Подробно с презентациями докладов, авторы которых посчитали возможным разместить свои выступления в сети интернет, можно ознакомиться ниже:

Всем слушателям Международной школы были вручены сертификаты.
Фотоотчет о мероприятии представлен по ссылке: http://www.pirao.ru/about/media/21/
Видеоотчет о мероприятии представлен по ссылке: https://www.youtube.com/playlist?list=PL4ddYn8gwi11MLroJUwqE6ylAYLLZXlir