Челпановские чтения 2016: диалог научных школ психологического института

Челпановские чтения 2016: диалог научных школ психологического института

15 ноября 2016

Научный проект «Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института – Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Г.И.Челпанов» (всероссийская научно-практическая конференция) был подготовлен при поддержке РГНФ в юбилейный год памяти выдающихся российских психологов, основателей крупнейших научных школ, сформировавшихся в Психологическом институте с начала 1920-ых гг. и осуществлен в рамках сетевого «Международного конгресса к 120-летию Л.С.Выготского»

Научный проект «Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института – Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Г.И.Челпанов» (всероссийская научно-практическая конференция) был подготовлен при поддержке РГНФ в юбилейный год памяти выдающихся российских психологов, основателей крупнейших научных школ, сформировавшихся в Психологическом институте с начала 1920-ых гг. и осуществлен в рамках сетевого «Международного конгресса к 120-летию Л.С.Выготского»

2016 год отличало совпадение нескольких крупных юбилейных дат, значимых для современной психологической науки и непосредственно связанных с историей становления исследовательской деятельности Психологического института: 120-летие выхода в свет фундаментального труда Г.И.Челпанова «Представление пространства с точки зрения психологии», положившего начало самобытной отечественной научной школе в созданном им Психологическом институте; 120-летие со дня рождения Б.М.Теплова – выдающегося ученого, основателя дифференциальной психофизиологии, отдавшего служению науки в Психологическом институте более 40 лет; 120-летие со дня рождения Л.С.Выготского – выдающегося отечественного психолога, создателя культурно-исторического подхода в психологии, научного сотрудника Психологического института в 1920-1930-х гг.

Творческое наследие этих великих служителей отечественной науки вошло неотъемлемой частью в единое поле общемировой психологической мысли, но до последнего времени воспринималось и изучалось с позиции углубления спецификации их научного содержания. В ходе подготовки конференции впервые была выдвинута задача осуществления научного синтеза достаточно большого числа современных аналитических исследований научных новаций Г.И.Челпанова, Б.М.Теплова и Л.С.Выготского. По замыслу устроителей конференции именно позитивный потенциал исторически сложившегося единого континуума различных научных идей и подходов определяет своеобразие научного подчерка исследовательской практики Психологического института.

Пленарное заседание «Психологические идеи Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Г.И.Челпанова: современный взгляд и перспективы развития» открыл действ.-чл. РАО, проф. В.В.Рубцов. Он начал свое выступление с приветствия участникам конференции, гостям и всем присутствующим. Он представил гостей конференции – организаторов и участников Международного конгресса, посвященного 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского. Задача конгресса заключается в том, чтобы проследить, как развитие учения Л.С.Выготского связано с другими научными школами, которые являются знаковыми для Психологического института. При этом он подчеркнул, что хотя Сетевой Конгресс целиком посвящен юбилею Л.С.Выготского, но для научного сообщества важно, что в Психологическом Институте развивались и другие не менее значимые научные направления. В.В.Рубцов представил вниманию присутствующих два издания,  выпущенные к открытию Конгресса: специальный выпуск журнала Культурно-историческая психология и специальный выпуск Сборника научных материалов «Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Г.И.Челпанов», в которых обсуждается содержание основных положений культурно-исторической теории.

Перейдя к теме своего доклада «Научная школа культурно-историческая психология: развитие наследия Л.С.Выготского в Психологическом институте» В.В.Рубцов обратил внимание на определенные трудности в интерпретации теории Выготского. Первое, необходимость осторожного обращения с соотношением культурно-исторической теории (считается, что ее основатель Л.С.Выготский) и теории деятельности (считается, что ее основатель А.Н.Леонтьев). Докладчик предложил историческое уточнение. В системе координат Выготского было понятие деятельности, впоследствии им была создана развернутая теория деятельности применительно к развитию ребенка. При этом он понимал это развитие как изменение социальной ситуации, в то время как Леонтьевым было разработано специфически деятельностное представление развития человека. Т.е. речь идет о разных системах координат в подходах к одному и тому же понятию в культурно-исторической теории и теории деятельности. Обратившись к изложению некоторых эпизодов научной биографии Л.С.Выготского, связанных с его пребыванием в Психологическом институте с 1924 по 1931 гг., докладчик отметил широкий диапазон научных интересов Выготского и привел в качестве примера чрезвычайно высокой продуктивности ученого перечень работ, выполненных  в течение одного только года: им было написано шесть довольно крупных научных произведений на разные темы, в сотрудничестве с другими ассистентами составлено два учебника, осуществлена редакция пяти книг, прочитано десять курсов в разных учебных заведениях, сделано десять докладов на различных конференциях. В.В.Рубцов отметил значимость настоящего заседания как новой ступени в обсуждении проблем культурно-исторической психологии, которое было начато летом 2016 г. на международном симпозиуме в Московском государственном психолого-педагогическом университете. На симпозиуме были представлены данные, свидетельствующие о том, что в европейских исследованиях цитирование  Выготского превышает цитирование исследований Ж.Пиаже. Это говорит о внимании к идеям Выготского не только в России, но и за рубежом. Популярность его идей будет увеличиваться, поскольку разрешение проблем образования, развивающего обучения, социализации детей невозможно без обращения к культурно-исторической теории.

Затем слово было предоставлено доктору наук, проф. М. Дж. Риду, президенту Международного Конгресса культурно-исторических исследований деятельности, который является руководителем международного общества ИСКАР(ISCAR) – международного летнего университета для аспирантов и молодых ученых.  В своем приветственном слове М. Дж. Рид поблагодарил организаторов конференции от имени ассоциации ИСКАР, функционирующей уже более 20-и лет, которая ежегодно в разных странах организует международный Конгресс. Он пригласил всех присутствующий на предстоящий Конгресс в Канаде. Далее г-н Рид отметил значимость того наследия идей, которое оставил Л.С.Выготский современным исследователям. Он обратил внимание на большое количество студенческой молодежи в зале конференции и выступил с приветственным словом к молодому  поколению психологов – продолжателям этих идеи, и пожелал успехов в их будущих исследованиях.

Далее к собравшимся обратилась г-жа Сирена Виджетти, профессор Первого Римского университета – продолжатель идей и разработчик теории Л.С.Выготского. Г-жа Виджетти некоторое время работала в Психологическом институте и Московском государственном психолого-педагогическом университете, в настоящее время она является инициатором разработки магистерских программ по теории деятельности.  Г-жа Виджетти начала со слов благодарности за приглашение участвовать в конференции, и рассказала как Московские организации и Римский университет благотворно сотрудничают в области разработки культурно-исторической психологии, актуальность которой для современной психологии воспитания трудно переоценить, а также выразила надежду на дальнейшие успехи в этом сотрудничестве.

Болгарский ученый, педагог и  психолог проф. П.Веселов от имени всех своих коллег из Пловдивского университета поздравил собравшихся с замечательным событием такого масштабного юбилейного чествования. Он сообщил, что болгарские психологи узнали о культурно-историческом подходе из лекций П.Я.Гальперина и уже 50 лет занимаются ее изучением. В настоящее время Пловдивский университет и МГППУ ведут совместные научные разработки обучающих программ по культурно-исторической психологии и эти плодотворные связи обе стороны намерены развивать и в будущем.

На пленарном заседании был заслушан незапланированный доклад  Н. Н. Вересова, доцента Университета Монаш (Австралия), бывшего аспиранта Психологического института, который выразил искреннюю благодарность организаторам конференции за возможность выступить в его исторической Большой аудитории. Темой доклада стал обзор актуальных психологических исследований в русле культурно-исторического подхода в Австралии. Аудитория была ознакомлена с внушительным списком научных центров Австралии, развивающих идеи культурно-исторической психологии и теории деятельности, среди которых были названы 5 ведущих университетов страны. В 2009 г. правительство Австралии пригласило специалистов в области образования для создания программы обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта программа была создана, и одним из ее теоретических обоснований выступил культурно-исторический подход. Докладчик отметил это в качестве одного из важных достижений, поскольку далеко не в каждой стране такой подход признается государством. С 2006 года исследователи стали получать финансовую поддержку от крупного исследовательского Фонда на исследования культурно-исторической психологии, что дало возможность нескольким университетам совместного ведения исследований. После этого в самой крупной Ассоциации работников образования Австралии была создана секция культурно-исторической психологии, которая ежегодно собирается своих членов, проводит обмен и обсуждение последних достижений в области разработки исследовательских проблем. Н. Вересов сообщил, что в этот же день, 15 ноября, в Мельбурне проходит международная конференция, посвященная 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского и 50-летию со дня первой публикации его работы «Роль игры в психическом развитии ребенка». Коллеги докладчика передали приветствие московским ученым, установив тем самым связь  Москва – Мельбурн.  Было сообщено также о нескольких издательских проектах по культурно-исторической тематике, в которых могут принять участие желающие опубликовать монографию или статью. Это специальный журнал и новая книжная серия, первые книги которой выйдут в 2017 г., одна из которых «Дневники Л.С.Выготского» -  850 страниц с обширными комментариями. Конгресс ИСКАР в 2014 году прошел в Сиднее, кроме того, в Австралии существует региональное Австралийско-Азиатское отделение ИСКАР, которое проводит семинары, симпозиумы, посвященные обсуждению вопросов теории воспитания Л.С.Выготского.

С докладом «Б.М.Теплов и современная дифференциальная психология» выступила чл.-корр. РАО, зав. кафедрой факультета психологии МГУ, проф. М.С.Егорова. Она выразила благодарность дирекции Психологического института за  приглашение выступить на столь важном собрании, посвященном историческим воспоминаниям, а также за то, что не забыто имя Бориса Михайловича Теплова, со дня рождения которого исполнилось 120 лет. По мнению докладчика, идеи Б.М.Теплова намного опередили свое время, и не случайно при чтении работ ученого возникает ощущение, что их автор оказался не в том месте и не в то время. Подтверждением этому служат выводы известного психолога Н.С.Лейтеса, который писал, что в те времена, когда отрицали индивидуальность, Б.М.Теплов настойчиво занимался исследованиями индивидуальных различий, понимая, что эти исследования не могут быть по достоинству оценены. Обращает на себя внимание  широта тематики исследований Б.М.Теплова: «Проблемы музыкальных способностей», «Ум полководца», «Психофизиологические исследования индивидуальности», многочисленные Труды Академии наук, которые издавались под руководством Б.М.Теплова, учебники по психологии для школы и для вузов – фактические первые учебники, по которым преподавалась психологическая наука. При всем многообразии проблематики, разрабатывавшейся Тепловым, тема индивидуальных различий выходила на первый план. Докладчик отметила, что в многообразии подходов Теплова разные ученые выделяют разные аспекты. Так Н.С.Лейтес больше внимания уделяет проблемам одаренности, а М.Г.Ярошевский выделяет в тех же самых работах Теплова такую философскую категорию, как переживание. Однако, по мнению докладчика, можно выделить одну генеральную линию, проходящую через все исследования Теплова – аналитический подход к психологическим явлениям. Она подчеркнула, что это очень важно для последующих исследований дифференциальной психологии. Аналитический подход развивался во всем мире, и параллельно к нему пришли исследователи других стран. На таком подходе базируется последующая психология индивидуальности, при этом происходит интеграция с другими направлениями, прежде всего с изучением психологии личности. И в современной психологии личности выделяется раздел, который называется теория черт. М.С.Егорова  подчеркнула, что имя Теплова очень важно для Психологического института, потому что во многом благодаря усилиям Б.М.Теплова институт сегодня существует. В тяжелое для психологии время А.А.Смирнов, будучи директором института, и Б.М.Теплов, будучи его заместителем и ближайшим помощником, сделали все, чтобы сохранить институт и его исследования.

В докладе «Неизвестный Выготский: культурно-историческая теория в контексте павловской теории высшей нервной деятельности и дифференционной теории развития Х.Вернера» почетного проф. ПИ РАО, д.псх.н. Н.И.Чуприковой было обосновано значение положения о внутренней связи теории развития высших психических функций Л.С.Выготского с теорией И.П.Павлова о второй сигнальной системе человека и дифференционной теорией развития Х. Вернера. Одно из центральных положений теории Л.С. Выготского – это овладение человеком своим собственным поведением, которое  происходит благодаря использованию словесных знаков. Это положение самым прямым и непосредственным образом вытекает, во-первых, из общих принципов павловской условнорефлекторной теории, из принципа сигнальности в деятельности коры больших полушарий и из принципа образования временных нервных связей. Во-вторых, оно столь же непосредственно вытекает из павловской идеи о второй сигнальной системе человека, о коренном отличии, благодаря слову, высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. Три важных идеи Л.С. Выготского находятся в полном соответствии с теорией Х. Вернера и отвечают онтогенетическому принципу развития маленьких детей: начальные этапы развития категориального строя мышления, роль языка и речи в преодолении синкретизации детской психики, проявление процесса дифференциации в развитии речевой функции. Рассматривая первый вопрос Л.С. Выготский писал, что судя по поведению ребенка до одного года, пирамида понятий строится именно из нерасчлененного частного, ребенок идет от общего к частному, выделяя постепенно все более и более дробные группы, а единичный предмет, видимо, выделяется позднее. В отношении второй позиции следует сказать, что понятие синкретизма одно и наиболее частых понятий, употребляемых Л.С. Выготским для характеристики поведения и особенностей познавательной сферы детей. В преодолении синкретизма и дифференциации слитного мало расчлененного познания детей Л.С. Выготский ведущее место отводил языку и речи: слово, которое отрывает один предмет от другого, является единственным средством для выделения и расчленения синкретичной связи. Л.С. Выготский выдвинул известное представление о первичной изначальной слитности у маленького ребенка двух форм речи, которые дифференцированы у взрослых: речи для других (внешняя звуковая речь) и речи для себя (внутренняя беззвучная речь).

В докладе к. псх. н. Серовой О.Е. «Концепция восприятия пространства Г.И.Челпанова в векторе развития современной психологии» был предпринят научный анализ основных положений фундаментального научного труда Г.И.Челпанова «Проблема восприятия пространства» (к 120-летию первой публикации). В нем ученым была сформулирована психологическая концепция восприятия пространства как живого, становящегося явления, творческого акта воссоздания в психологическом образе бесконечности и единства абсолютного бытия, разработана теоретико-методологическая база учения трансцендентального реализма и заложен потенциал полномасштабного развития психологии как научной дисциплины, охватывающей весь спектр исследовательских возможностей для изучения реалий метафизического единства личности. Как подчеркнула докладчик, трансцендентальный реализм стал философским обоснованием для научной психологии, исходящей из представления о метафизическом единстве человека – дух, высшие духовные функции неразрывно связаны со всей полнотой душевной жизни, и они же через душу связаны и с телом – той психологии, основания которой и создавались трудами Г.И.Челпанова. Был выделен прогностический характер его учения, предвосхитившего направление вектора развития мировой научной психологии. Выявлено соответствие тенденций челпановского подхода к научной психологии  методологическим тенденциям современного постнеклассического научного мышления. В контексте его фундаментальной работы «Восприятие пространства» по существу своего содержания развернуты идеи о повороте науки «существующего» к науке «возникающего», значимости перехода от индуктивно-эмпирического к дедуктивно-теоретическому уровню познания, единой целостности мироздания и познающего сознания человека,  коэволюционности принципов естествознания и гуманитарных наук в психологическом исследовании, необходимости всесторонего анализа специфики человека как уникального субъекта познания и создания специфической методологии познания этого субъекта, т.е. идеи, актуальные для науки XXI века. В терминах современной науки, с полным основанием можно говорить, что его труд отличает «представление о науке и о человеке как уникальных открытых саморазвивающихся системах», потому «пестрая картина концептуально-теоретического содержания психологии должна быть рассмотрена не как статическая, не как сложившееся к данному моменту развития положение дел, а как динамически развивающееся целое, в котором различные парадигмы оказываются этапами становления психологической науки, этапами, на которых постепенно происходит закономерное усложнение объекта психологии и схем профессионального мышления». Точность прогностического предвосхищения вектора развития психологической науки обусловила и специфичность челпановского подхода к разрешению ее содержательных и методологических проблем, который был укоренен в интеллектуальной традиции русской православной культуры, обеспечившей базис понимания фундаментальных проблем научной психологии, напр., соотношения общепсихологического начала и экспериментального метода. И здесь, опережая свое время, Г.И.Челпанов стоял, как сказали бы сегодня, на позициях «открытой рациональности», которую отличает требование включения принципов и моделей различных культур мышления в европейскую науку XXI века. В заключение докладчиком было подчеркнуто, что профессиональным психологам еще «предстоит открыть для себя всю глубину и нравственную неотразимость той научной традиции, которую заложил своими трудами Г.И.Челпанов».

В своем докладе «Отчий дом психологов: история людей – история идей» д. псх. н., проф. Т.Д.Марцинковская сказала, что сложная социально-политическая ситуация, хотя и не могла не оказывать влияния на деятельность института, но никогда прямо не отражалась на его работе, во многом благодаря тому уровню исследований, который был достигнут и оставлен нам в наследство Г.И.Челпановым. Б.М.Тепловым и Л.С.Выготским. Потому исследования ученых института оказывались нужны обществу на любом этапе его развития. Усилиями руководителей института А.А.Смирнова и Б.М.Теплова в нем были созданы не только новые школы, но и новые направления в развитии традиционной для института проблематики – памяти и индивидуальных различий. Большую роль сыграло и обращение к истории психологической науки в работах А.А.Смирнова и М.В.Соколова, в том числе и к той методологии, которая лежала в основе  исследований, проводимых в Х1Х – начале ХХ веков. Эти работы доказали плодотворность связи между старыми и новыми школами, между методологией, заложенной Г.И. Челпановым, Л.С. Выготским, Г.Г.Шпетом  и продолженной А.А.Смирновым и Б.М.Тепловым. Анализ  методологических принципов, определивших развитие научной деятельности Психологического института, его проблематику, показывает, что в его судьбе чрезвычайно сложно и многослойно переплелось несколько методологических тенденций и несколько школ, которые, несмотря на существенные  противоречия, были тесно связаны между собой. Конечно, в современной психологии уже невозможно развитие всех исследований, проводимых в институте, в рамках одной школы или методологии, но, безусловно, возможно и перспективно существование коллектива единомышленников, объединенных общими целями и историей. В докладе был проведен анализ основных научных школ Психологического института – Г.И. Челпанова, Л.С. Выготского, А.А. Смирнова и Б.М. Теплова и тех методологических принципов, которые определяли развитие этих школ. Рассмотрение научных школ и методологии было проведено с позиции методологии создания научной программы и создания научного коллектива школы. Докладчик раскрыла специфику подхода к разработке методов и основной проблематики  психологических исследований, указал на причины происходивших трансформаций, которые связаны как с социальной ситуацией развития науки, так и с появлением новых методологических подходов.   

По окончании пленарного заседания развернул свою работу дискуссионный форум,  лейтмотивом которого стало обсуждение инновационной проблемы точек «взаимоперекрытия» в логико-научном и психолого-педагогическом контексте теорий Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Г.И.Челпанова.

Медиаторами дискуссии выступили д.псх.н. И.В.Дубровина и к.псх.н. Е.П.Гусева.

Отчетливо наметилось практико-ориентированное направление развернувшейся на форуме дискуссии. Так, в числе прочих живой отклик аудитории вызвала тема детской практической психологии и психологического образования, характерная для трудов трех основоположников российской психологии, которую предложила к обсуждению проф. И.В.Дубровина. Она убедительно показала, что общим основанием для ученых Психологического института всегда являлся приоритет фундаментальных исследований в их неразрывной связи с социальной практикой – подход к науке, заложенный основателем института  Челпановым.

В продолжение идеи Г.И.Челпанова о значимости для формирования личности школьника преподавания психологии как учебного предмета было сделано сообщение Е.Е.Даниловой, к. псх. н. В числе наиболее заметных психологических качеств современных подростков – представителей «цифрового» поколения – ею были выделены недостаточный уровень развития личностной рефлексии и снижение коммуникативной компетентности. В качестве меры, направленной на оптимизацию условий социализации современных подростков, было предложено введение в школе преподавания психологии как самостоятельного учебного предмета. Е.Е.Данилова привела результаты многолетнего эксперимента по введению в общеобразовательную школу курса «Психология» для 3-11 классов, которые доказали, что систематическое освоение школьниками основ научной психологии оказывает положительное влияние на рефлексивные и коммуникативные способности учащихся. Много вопросов было задано слушателями по представленным автором результатам этого широкомасштабного эксперимента.

В сообщении д.псх.н. А.А.Мелик-Пашаева впервые были предложены к рассмотрению аспекты исследований Теплова, выходящие за рамки общепринятой интерпретации его концепции способностей. Показано, что понимание способностей как качеств, обеспечивающих выполнение той или иной деятельности и возникающих в процессе освоения наличных форм данной деятельности, не дает возможности их осмысления как способностей к творчеству. В то же время, в исследованиях Теплова очевидны свидетельства того, что в основе творчества лежат не отдельные способности, а особое целостное отношение человека к жизни, благодаря которому отдельные качества его психики трансформируются в способности к данному виду творчества. В этом Теплов выступил продолжателем идей Челпанова.

Выступление вызвало горячий отклик аудитории и актуализировало ход дискуссии в направлении современных проблем психологии творчества и детской одаренности.
Глубоко эмоциональное и содержательное выступление к.псх.н. З.Н.Новлянской заставило задуматься о фактах некорректной оценки проявлений детского творчества, которое формируется современными СМИ и запросом «на вундеркиндов» со стороны чиновников.

Об идее свободы творчества, объединявшей научное видение Челпанова, Теплова и Выготского говорила проф. Е.И.Кузьмина.

Свое выступление в дискуссии к.псх.н. Е.С.Белова сопроводила видеопрезентацией, придавшей яркую наглядность выводам автора об основополагающем характере общей совокупности идей Челпанова, Теплова, Выготского для анализа психологических проблем творческой одаренности и, в частности, определения основных принципов выявления и развития одаренности в дошкольном детстве. Г.И.Челпанов, сказала она, прогнозировал широкую научную перспективу исследований одаренности, отстаивал определяющую роль теоретической психологии в ее неразрывной связи с экспериментальной психологией, выступал против дилетантского подхода к проведению исследований. Л.С.Выготским проблема одарённости рассматривалась в связи с проблемой культурного развития, им был предложен динамический подход к рассмотрению одаренности, обосновывалась необходимость изучения зоны ближайшего развития и максимального использования потенциала ребенка. Рассмотрение одаренности в русле психологии способностей – отличительная черта позиции Б.М.Теплова; особо была выделена важность качественного и целостного подхода в исследовании, как на это указывал Г.И.Челпанов.

Интерес к обсуждаемым на дискуссионном форуме вопросам подтвердили и материалы, предложенные к публикации д. псх.н. В.С.Лазаревым, д.псх.н. И.Н.Семеновым, к.псх.н. А.Л.Хинканиной (Йошкар-Ола), д.псх.н. Богоявленской, д.псх.н. Т.В.Рогачевой (Екатеринбург), д.псх.н. Е.И.Щеблановой, к.псх.н. К.С.Тагарева (Пловдив) и др.

Так, В.С.Лазарев, д.псх.н., с позиций современной методологии науки охарактеризовал дискуссию между Г.И.Челпановым и Л.С.Выготским о взглядах на психику как диалог между идеализмом и материализмом, показал значение трактовки понятия идеального у этих ученых для изучения генезиса психики.     Д.псх.н. И.Н.Семенов в результате науковедческой рефлексии выявил логику эволюции и наметил несколько магистральных параллелей в развитии научных исследований трех корифеев отечественной психологии: формирование амбициозно-творческой личности каждого из них в период подъема и расцвета русской культуры Серебряного века; получение профессионального психологического образования, опосредованного как самообразованием, так и ассимиляцией достижений философии и искусства;  профессиональная деятельность посредством реализации  творческого потенциала, накопленного в период хотя и заката, но под влиянием Серебряного века, а также в социокультурном контексте послереволюционного энтузиазма; интерес к философско-мировоззренческим вопросам и поиски их конструктивного решения, опосредованного разработками методологических проблем психологического познания; лидерское формирование собственной научной школы для реализации инновационной исследовательской программы, нацеленной на теоретико-экспериментальное изучение фундаментальной проблематики переднего края развития психологической науки. К.псх.н. А.Л.Хинканина (г.Йошкар-Ола) отметила, что в современном гуманитарном состоянии цивилизации и обозначившихся рисков для полноценного существования человека особенно актуально обращение к проблемам развития психических процессов и структур, обращенных к высшим ценностям. Российская психология и ее культурный потенциал обладают для решения этой проблемы достаточными методологическими ресурсами. В этом наследии всякий раз по-новому представляется роль подвижников, которые утверждали на десятилетия вперед основные направления исследований зачастую вопреки сложившейся социально-политической конъюнктуре и существующим противоречиям в профессиональной среде. В то время как современники их критикуют, или не признают, подвижники науки работают – работают для последующих поколений ученых. Г.И.Челпанов заложил основы российского психологического сообщества, основы дальнейшего плодотворного развития психологической науки в России. Являясь педагогом и организатором науки, он сыграл важную роль в формировании высокой исследовательской культуры, отличающую российскую психологическую школу. Л.С.Выготский создал уникальную научную концепцию развития психики. Ученые формулировали идеи новых фундаментальных направлений исследований о человеке и высших проявлений его деятельности: Л.С.Выготский обосновал идею саморазвития, а  Г.И.Челпанов разработал вопрос о самосознании. Таким образом,  без знания их наследия сегодня невозможно изучение центральной темы психологии – проблемы личности. И для отечественной, и для мировой культуры Г.И.Челпанов и Л.С.Выготский своей научной деятельностью и личным примером явили высшие образцы представления об Ученом.  Но сегодня «приглашающие к развитию» идеи Л.С.Выготского известны мировому сообществу, уже нашли множество своих подвижников и оцениваются очень высоко. Научные идеи Г.И. Челпанова, его мысли о путях развития научной психологии в России и в мире и даже результаты его организационно-практической деятельности еще предстоит раскрыть, по достоинству оценить и активно использовать для дальнейшей разработки проблем высших психических процессов и состояний личности. На перекличку идей трех основателей научных школ Психологического института при рассмотрении проблемы психологии творчества указала Д.Б.Богоявленская, д.псх.н. Идея необходимости рефлексии оснований, на которых строится психологическая теория, заложенная идеалистом Г.И.Челпановым, развивалась уже в марксистской парадигме Л.С.Выготским. Факт развития деятельности по инициативе  самого  субъекта, в результате которого он открывает новые закономерности (творит) отвечает выделению интегрирующей в одно неделимое целое все свойства личности «единицы анализа», о которой писал Выготский.  В то же время выделение единицы анализа отвечает принципу Выготского «единства аффекта и интеллекта». Пример этого мы видим в работе Б.М.Теплова при анализе особенностей ума полководца. Вместе с тем выделение единицы анализа возможно при анализе высшей формы изучаемого предмета. Два пути развития науки, введенные в психологию Выготским, позволили рассмотреть ряд альтернативных понятий творчества и одаренности уже не как альтернативные понятия, а как этапы развития данного понятия. Обсуждение вопроса о соотношении позиций Л.С.Выготского и Б.М.Теплова при анализе проблемы способностей продолжила Т.В.Рогачева, д. псх. н. (г. Екатеринбург). По выводам исследователя, для Выготского главным механизмом формирования способностей у детей с ограничениями здоровья является «вправление в жизнь» - компенсация как установление новых связей в уже сложившейся системе взаимодействия ребенка с ограничениями здоровья с миром через активизацию резерва здоровых задатков и способностей. В концепции Б.М.Теплова способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность деятельности, соответственно, их можно сегодня рассматривать как конструирование человеком моделей взаимодействия с миром.

Для наиболее полного отражения рабочих результатов состоявшегося на конференции обмена мнениями был подготовлен Сборник научных материалов конференции (550 c.). Авторы публикаций, отдавая дань уважения созидательному потенциалу челпановской научной школы, культурно-исторического подхода и дифференциальной психофизиологии в глобальном процессе развития психологической мысли, обозначили фактор диалогичности результатов научного познания в качестве эффективного ресурса развития современной науки и оптимизации современной образовательной среды.

Самостоятельный раздел сборника «На перекрестке судеб: Г.И.Челпанов (1862-1936), Б.М.Теплов (1896-1965), Л.С.Выготский (1896-1934)» (II) составили фотодокументы из коллекции Научного архива Психологического института, предоставляющие возможность яркой визуализации событий историко-биографического континуума жизни этих великих ученых.

Контент конференции наглядно продемонстрировал:

•    теоретико-методологическую перспективность психологических исследований, направленных на интегративное освещение основных научных направлений, исторически сложившихся и успешно развивающихся в Психологическом институте как неразрывного «культурально-коэволюционного единства самостоятельных систем психологического знания, имеющих взаимозначимые точки перекрытия предметных сфер своей общенаучной и научно-экспериментальной локализации, и практически реализующего основополагающий этический принцип современной постнеклассической науки, устанавливающий динамическую сопряженность идеалов, норм и методов, до недавнего времени соотносимых только со специфическими дисциплинарными научными областями»;

•    значимость вариативного расширения стратегий научного поиска и формирования «голографического» осмысления проблемы творческого сосуществования научных школ, отвечающего новейшим тенденциям и подходам к пониманию специфики развития психологической науки и образования как междисциплинарной области знания о внутреннем мире человека и конкретизации роли гуманитарно-нравственных ориентиров научных исследований для формирования адекватного ответа на глобальный запрос современной культуры в рамках просветительской и образовательной функции психологической науки.

Активная и плодотворная работа приявших участие в конференции как российских, так и зарубежных ученых-психологов, практиков-консультантов и педагогов, студентов психологических вузов и слушателей, не имеющих профессионального отношения к психологии (только очная аудитория конференции составила более 300 человек), включение конференции по решению международного оргкомитета в рамки юбилейных мероприятий сетевого Международного конгресса, инновационность и научно-практическая значимость ее результатов,  не снижающийся спрос на сборник ее научных материалов, не утихающие дискуссии по вопросам, поднятым на ее заседаниях, – факторы-референты, позволяющие сделать вывод, что конференция «Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института – Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Г.И.Челпанов» стала заметным событием в жизни российского научного сообщества.

О.Е.Серова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО