Регулярный российско-шведский семинар по внедрению практики развивающего обучения

Регулярный российско-шведский семинар по внедрению практики развивающего обучения

20 октября 2016

17-19 октября 2016 года лаборатория психологии младшего школьника ПИРАО принимала делегацию шведских психологов и педагогов. Гостями были профессор Стокгольмского университета

Ингер Эрикссон,  пять аспирантов Университета - Мари Бьорк, Дженни Фред, Лотта Андерссон, Жанна Туоминен и Пьер Хаканссон, а также профессор Йёнчёпингского университета Улла Рунессон.

Ирина УЛАНОВСКАЯ, научный сотрудник Психологического института РАО, ведущая шведский проект, заметила, что сотрудничество Института с исследователями из Стокгольма продолжается уже несколько лет: «Проблема совершенствования методик преподавания предметов, особенно математики, актуальна во всем мире. Наши коллеги из Швеции теоретически великолепно подкованы, если говорить о системе обучения и концепции Эльконина – Давыдова. Но только в 91-й школе  они смогли увидеть реально действующие образцы».

В течение трех дней шведские исследователи и педагоги побывали на разных  уроках. Как заявила профессор Ингер ЭРИКССОН «мы просто потрясены высочайшим уровнем подготовки учителей, творческим подходом к организации и построению уроков. Я уже не первый раз в 91 школе, и мне очень хотелось показать своим аспирантам, ведущим исследовательскую и педагогическую работу в области математики, как система Василия Давыдова работает на деле. Сегодня вечером, после математики в пятом классе у Наталии ТАБАЧНИКОВОЙ, они сказали мне, что «никогда еще не видели такой степени свободы коммуникации детей на уроках и такой эффективности в обучении.  Лично у меня есть огромное желание распространять систему Давыдова в школах моей страны. Я постараюсь приложить все усилия для того, чтобы шведские образовательные власти пошли мне навстречу».

Профессор Улла РУНЕССОН подчеркнула: «Лев Выготский, Василий Давыдов, Алексей Леонтьев – их имена очень хорошо известны  во всем мире. Их труды изучают, штудируют во многих университетах, в том числе шведских. Проблема, однако, в том, что этих ученых больше знают как философов-теоретиков. И только здесь, в Москве, в 91-й школе я впервые увидела реальную практику, основанную на их теории. Впервые во всей полноте я поняла, как могут быть реализованы идеи Давыдова, какие инструменты применяют в обучении разновозрастных детей педагоги, работающие по его системе».

Сергей ГОРБОВ, работающий в 91-й школе не одно десятилетие, автор знаменитых учебников математики для начальной школы сказал:
- Нам нужно активнее распространять систему развивающего обучения в старших классах. У нас давно готовы учебные курсы той же математики для 5-6 классов и курс алгебры для 7-9 классов в рамках развивающего образования. Увы, эти учебные пособия так и не получили гриф. Следовательно, они не могут считаться учебниками, что создает немалые трудности в работе учителей.

На совместном семинаре состоялось жаркое обсуждение новых аспектов теории учебной деятельности, представленных в докладе Г.А.Цукерман.

ros-shved-01 ros-shved-02 ros-shved-03 ros-shved-04 ros-shved-05 ros-shved-06