17-ая Ежегодная конференция Международного общества по исследованию интеллекта

17-ая Ежегодная конференция Международного общества по исследованию интеллекта

18 июля 2016

15 – 17 июля 2016 года в г. Санкт-Петербурге состоялась 17-ая Ежегодная конференция Международного общества по исследованию интеллекта / 17th Annual Conference of the International Society for Intelligence Research (ISIR). Конференция проведена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 15-18-30055). Организаторы конференции – С.Б. Малых, Ю.В. Ковас и Т.Н. Тихомирова.

15 – 17 июля 2016 года в г. Санкт-Петербурге состоялась 17-ая Ежегодная конференция Международного общества по исследованию интеллекта / 17th Annual Conference of the International Society for Intelligence Research (ISIR). Конференция проведена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 15-18-30055).  Организаторы конференции – С.Б. Малых, Ю.В. Ковас и Т.Н. Тихомирова.

Конференция проводится Международным обществом по исследованию интеллекта (International Society for Intelligence Research, ISIR) ежегодно с 2000 года (http://www.isironline.org/category/conferences/). Международное общество по исследованию интеллекта объединяет ученых, изучающих интеллект и работающих в различных областях научного знания – от психологии до молекулярной генетики. Целью этого научного общества является консолидация исследовательских ресурсов и распространение научных знаний в области изучения интеллекта. В этом году Ежегодная конференция Международного общества по исследованию интеллекта впервые проводилась на территории Российской Федерации.

В работе конференции приняли участие более 120 ученых из 22 стран, работающих в университетах и научных центрах России, дальнего и ближнего зарубежья. Наиболее многочисленные делегации были из Российской Федерации, Великобритании, Соединенных штатов Америки, Германии и Польши. В конференции также принимали участие ученые из Бразилии, Армении, Канады, Греции, Сингапура, Италии, Нидерландов, Бельгии, Финляндии, Дании, Эстонии, Австрии, Кыргызстана, Южной Кореи, Нигерии и Австралии.

Российская делегация была представлена исследователями из Психологического института РАО, Санкт-Петербургского государственного университета, Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Института психологии РАН, Томского государственного университета, Института биохимии и генетики УНЦ РАН, Дальневосточного федерального университета, Южно-Уральского государственного университета и др.

Работа конференции проходила в форме пленарных и секционных докладов, коротких сообщений, постерных презентаций. В этом году впервые за всю 17-летнюю историю проведения ежегодных конференций  перед конференцией была организована Международная летняя школа для молодых ученых «Междисциплинарные подходы к исследованию интеллекта» (‘Interdisciplinary Approaches to the Study of Intelligence’), что привлекло большое количество российских и зарубежных молодых ученых, аспирантов и студентов.

С ключевым докладом «Психогенетика для образования: новый взгляд на природу академических способностей, мотивации и достижений» выступила профессор Ю. Ковас (Y. Kovas, Goldsmiths, University of London, UK). В своем выступлении на материале близнецовых исследований    Ю.В. Ковас продемонстрировала, что генетические эффекты не являются определяющими и статичными, а могут изменяться на протяжении жизни под влиянием разнообразия образовательных и культурных контекстов.

С приглашенными докладами выступили профессор Д. Деттерман (D. Detterman, Case Western Reserve University, USA) и профессор Л. Пенкэ (L. Penke, Georg August University Göttingen, Germany). В своем докладе «Интеллект: 50 лет исследований» Д. Деттерман представил наиболее значимые результаты в области изучения интеллекта, полученные с применением стремительно развивающихся методов экспериментальной психологии, нейропсихологии, генетики и молекулярной биологии. В своем выступлении «Биологические основы интеллекта» Л. Пенкэ представил результаты нейрофизиологических исследований интеллекта.

Традиционно в рамках конференции профессор Д. Любински (D. Lubinski, Vanderbilt University, USA) проводит интервьюирование ученого, известного своими достижениями в области изучения интеллекта. В этом году Д. Любински пригласил на интервью Л. Готтфредсон (L.S. Gottfredson, University of Delaware, USA). Ознакомиться с видеозаписью интервью можно в разделе ‘Distinguished Contributor Interview’ на сайте конференции: http://www.isironline.org/2016-st-petersburg-russia-july-15-17/.

На конференции также выступил с докладом известный популяризатор науки, автор книги «Спортивные гены» (‘The Sports Genes’) Д. Эпштейн (D. Epstein). В своей презентации Д. Эпштейн затронул вопросы этиологии индивидуальных различий в спортивных достижениях.

Доклады и короткие сообщения участников конференции были сгруппированы по тематикам, связанным как с методами исследования интеллекта (психогенетические, нейрофизиологические, молекулярно-генетические работы и т.п.), так и с предметной областью («Образование и интеллект»,  «Культура и интеллект», «Развитие и интеллект»).

Проф. Р. Пломин (R. Plomin, King’s College London, UK) открыл серию докладов, связанных с молекулярно-генетическими и психогенетическими исследованиями. В своем докладе проф. Пломин представил результаты полногеномного анализа ассоциаций ДНК-маркеров с интеллектом и академическими достижениями. Результаты психогенетических и молекулярно-генетических исследований были представлены также в докладах У. Хилл (W.D. Hill, University of Edinburg), O. Тиходеев (Санкт-Петербургский государственный университет), Э. Уайт (E. While, Goldsmiths, University of London, UK), И. Воронин, В. Исматуллина, И. Захаров и С. Малых (Психологический институт РАО), Р. Селлерс (R. Sellers, University of Sussex, UK), М. Родич Бьедов (M. Rodic Bjedov, University of Sussex, UK), К. Римфелд (K. Rimfeld, King’s College London, UK) и др.

Большое количество докладов, представленных на конференции, посвящено результатам нейрофизиологических исследованиям интеллекта. Так, в докладе Ш. Карама (S. Karama, McGill University, Canada) представлены результаты лонгитюдного анализа взаимосвязей между интеллектом и толщиной коры головного мозга. Работы, связанные с нейрофизиологическими исследованиями, представили также С. Жоу (X. Zhou,  Beijing Normal University, China), Т. Блониевски (T. Bloniewski, Goldsmiths, University of London, UK), И. Захаров (Психологический институт РАО), У. Бастен (U. Basten, Goethe University, Germany), А. Чудерски (A. Chuderski, Jagiellonian University in Krakow, Poland), Ю. Рымарева (Новосибирский государственный университет), А. Будакова и Т. Долгорукова (Томский государственный университет), К. Франц и Э. Генс (C. Fraenz, E. Genc, Ruhr University Bochum, Germany), Н. Герасименко и М. Крылова (Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН), К. Хилгер (Goethe University, Germany) и др.

Анализ проблематики заявленных докладов выявил повышенный интерес исследователей к изучению интеллекта в контексте школьного и университетского образования. Эти работы, в первую очередь, касаются специфики формирования индивидуальных различий в показателях интеллекта в различающихся образовательных, экономических, кросскультурных условиях; структуры взаимосвязей интеллекта с элементарными когнитивными показателями в разные периоды обучения;  роли показателей когнитивного функционирования в формировании индивидуальных различий в академической успешности. Свои исследования в этой области представили К. Роу (C.S. Wraw, University of Edinburgh, UK), Х.Э. Дэвис (H.E. Davis, University of Utah, USA), Т. Фомина, И. Бондаренко, О. Eфтимова, И. Цыганов и В. Моросанова (Психологический институт РАО), Л. Готтфренсон (L.S. Gottfredson, University of Delaware, USA), Т. Тихомирова, В. Исматуллина, А. Фенин, Е. Мисожникова, Ю. Маракшина и С. Малых (Психологический институт РАО), Р. Шнайдер и К. Лотц (R. Schneider, С. Lotz, Saarland University, Germany), К. Флорес-Мендоза (С. Flores-Mendoza, Universidade Federal de Minas Gerais, Brazil), А. Трифонова (Институт психологии РАН), К. Ковач (K. Kovacs, Eszterhazy Karoly College, Hungary), Л. Станков (L. Stankov, Australian Catholic University, Australia) и др.

Аннотации всех докладов представлены в Программе конференции  http://www.isironline.org/wp-content/uploads/2016/07/ISIR-2016_full_programme.pdf

В рамках конференции организаторы предусмотрели специальные мероприятия для молодежи. В частности, состоялся завтрак с профессором Д. Детерманном, в ходе которого научная молодежь в неформальной обстановке общалась с ученым, известным своими достижениями в области изучения интеллекта. Доклад «Как правильно подготовить публикацию» был представлен руководителем направления «Психология» издательства ‘Elsevier’ А. Фрейзер (A. Fraser).

Традиционно в рамках конференции присуждаются награды: «Премия за лучший доклад» / ‘ISIR Prize For Best Student Paper’, «Премия Дж. Кэрролла по методологии» / ‘John B. Carroll Award for Methodology’ и «Премия за лучший постерный доклад» / ‘ISIR Prize for Best Poster’. В этом году лауреатом премии за лучший доклад для молодых ученых стала К. Лотц (С. Lotz, Saarland University, Germany) с работой о взаимосвязи успешности решения комплексных проблемных задач и академической успеваемости у школьников. Лучшей методологической работой признано исследование Э. Лое (Aiden Loe, University of Cambridge, UK), направленное на изучение свойств буквенно-цифрового генератора тестовых заданий. Премии за лучший постерный доклад удостоена  К. Хилгер (K. Hilger, Goethe University, Germany) за нейрофизиологическое исследование индивидуальных различий в интеллекте.

В целом, за время конференции исследователи из разных стран имели возможность в формальной и неформальной обстановке обсудить наиболее актуальные научные проблемы и, что особенно важно, обсудить совместные научные исследования и  спланировать дальнейшее сотрудничество.

17conf-int-01 17conf-int-02 17conf-int-03 17conf-int-04 17conf-int-05 17conf-int-06 17conf-int-07 17conf-int-08 17conf-int-09 17conf-int-10 17conf-int-11 17conf-int-12 17conf-int-13 17conf-int-14 17conf-int-15 17conf-int-16 17conf-int-17 17conf-int-18 17conf-int-19 17conf-int-20 17conf-int-21 17conf-int-22 17conf-int-23 17conf-int-24 17conf-int-25 17conf-int-26 17conf-int-27 17conf-int-28 17conf-int-29 17conf-int-30 17conf-int-31 17conf-int-32 17conf-int-33 17conf-int-34 17conf-int-35 17conf-int-36 17conf-int-37 17conf-int-38 17conf-int-39 17conf-int-40