Всероссийский семинар-совещание по проблемам математического образования дошкольников и младших школьников
5 декабря 2024
Во вторник, 3 декабря 2024 года, в рамках проведения нового профессионального праздника “День математика”, установленного по инициативе президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика В.А. Садовничего при активном участии ректорского корпуса в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации, на базе Института детства Московского педагогического государственного университета состоялось Всероссийское совещание по проблемам дошкольного и начального математического образования.
Открылось совещание приветствием Ректора МПГУ, академика РАО, доктора исторических наук, профессора Алексея Владимировича Лубкова, который отметил огромное внимание руководства страны к вопросам развития математического образования в России на всех уровнях, от дошкольного до вузовского. Учреждение Дня математика, празднование которого приурочено ко дню рождения выдающегося отечественного математика Николая Ивановича Лобачевского (1 декабря), –это один из признаков проявления такого внимания.
Модераторами семинара-совещания выступили Олейникова М.А., канд. пед. наук, декан факультета начального образования Института детства МПГУ, и Парамонова М.Ю., канд. пед. наук, декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.
В дискуссионном блоке №1 “Научно-методические основы современного математического образования дошкольников и младших школьников” были заслушаны следующие доклады:
• Психологические аспекты введения в математику в старшем дошкольном возрасте (Веракса А.Н., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, руководитель лаборатории, заместитель директор ФНЦ ПМИ, академик РАО)
• История и современные проблемы математического образования детей дошкольного возраста (Изотова Е.И., канд. психол. наук, заведующий кафедрой возрастной психологии; Павлова Л.И., канд. пед. наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ)
• Начальное математическое образование и действующий ФГОС НОО (Чекин А.Л., доктор пед. наук, заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе факультета начального образования Института детства МПГУ)
• Программирование на занятиях в детском саду и начальной школе (Леонов А.Г., канд. физ.-мат. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории вычислительных методов Механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
В дискуссионном блоке №2 “Непрерывность и преемственность математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста” были заслушаны три “бинарных” доклада:
• Особенности развития счетной деятельности, формирования вычислительных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Лаптева Т.В., старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ; Бахтина О.В., канд. пед. наук, доцент кафедры математики и информатики в начальной школе факультета начального образования Института детства МПГУ)
• Развитие представлений и понятий о геометрических фигурах и величинах у детей в детском саду и начальной школе (Гордеева Л. Н., старший воспитатель, Кошкина И.С., заведующий МБДОУ № 47 Радужный, г. Новочебоксарск; Редько З.Б., канд. пед. наук, доцент кафедры математики и информатики в начальной школе факультета начального образования Института детства МПГУ)
• Проблемы преемственности в формировании математических знаний и умений у детей в дошкольных учреждениях и начальной школе (Стожарова М.Ю., канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования УлГПУ им. И.Н.Ульянова;Ершова О.А., зам. зав. по учебно-воспитательной работе МБДОУ детский сад № 169 г. Ульяновска; Немкина Е.С., старший преподаватель кафедры математики и информатики в начальной школе факультета начального образования Института детства МПГУ)
В дискуссионном блоке №3 “Обеспечение качества математического образования дошкольников и младших школьников в современном образовательном пространстве” прозвучали доклады по двум темам:
• Действующие учебные пособия по математике для дошкольников и младших школьников и перспективы разработки согласованного учебно-методического обеспечения по математике для работы в детском саду и начальной школе (Павлова Л.И., канд. пед. наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ; Вазлеев В.А., руководитель начальной школы, ГАОУ г. Москвы «Школа № 548»; Рыдзе О.А., канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения»)
• Совершенствование системы подготовки педагогических кадров для обеспечения качественного математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Еник О.А., канд. пед. наук., доцент кафедры "Педагогика и психология" Гуманитарно-педагогического института ТГУ; Кочетова Н.Г., канд. физ.-мат. наук, декан факультета начального образования СГСПУ).
Завершилось совещание принятием резолюции, в которой нашли отражение все важнейшие предложения, прозвучавшие на данном совещании.