Международная научная конференция «Психология и литература в диалоге о человеке»

Международная научная конференция «Психология и литература в диалоге о человеке»

15 октября 2015

13-14 октября прошла Международная научная конференция «Психология и литература в диалоге о человеке», посвящённая Году литературы в России. Организатором конференции был наш Психологический институт, а соучредителями – Литературный институт имени А.М. Горького, Научный совет по проблемам чтения РАО, Научный центр исследований истории книжной культуры РАН, Русская ассоциация чтения, Росcийскаяшкольная библиотечная ассоциация и Московское отделение Российского психологического общества.

13-14 октября прошла Международная научная конференция «Психология и литература в диалоге о человеке», посвящённая Году литературы в России. Организатором конференции был наш Психологический институт, а соучредителями – Литературный институт имени А.М. Горького, Научный совет по проблемам чтения РАО, Научный центр исследований истории книжной культуры РАН, Русская ассоциация чтения, Росcийскаяшкольная библиотечная ассоциация и Московское отделение Российского психологического общества.

В конференции приняли участие свыше 130 специалистов из разных регионов России, а также Беларуси, Израиля, Латвии,Украины: учёные-психологи, педагоги, филологи, литераторы, сотрудники библиотек, издатели.

С докладами на пленарном заседании выступили сотрудники Психологического института РАО: д.психол.н., действ. член РАО. Г.Г. Граник («Проблема создания школьного литературоведения на психологическом фундаменте»), д. психол. н. А.А. Мелик-Пашаев («Литература и "инонаучное" познание»), к. психол. н. З.Н. Новлянская («Психология в литературе и литература в психологии»); д. пед. н., член Научного совета по проблемам чтения РАО Ю.П. Мелентьева («Изучение чтения в контексте гуманитарных и естественных наук»),к. филол. н., доцент Литературного института С.Ф. Дмитренко («Современная литература в круге чтения учителя-словесника и школьника»).

В рамках конференции работали две секции. Секция № 1 объединила доклады и сообщения, связанные с проблематикой чтения, читательской деятельности, школьного литературоведения на психологическом фундаменте; секция № 2 – с проблематикой библиопсихологии и библиопедагогики, психологии литературного творчества и психологическими аспектами семейного чтения.

Особой, «творческой»,частью конференциистали круглые столы, посвящённые современной литературе. Гостями круглого стола «Современная литература для подростков. Новые имена – новый взгляд» стали представители Российского фонда культуры Ольга Буцкая и Надежда Ерохина, члены жюри Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков Ирина Котунова и Михаил Баранников и авторы-лауреаты IV конкурса Ирина Андрианова, Юлия Кузнецова и Светлана Лабузнова. Учёных-психологов и детских писателей объединил общий интерес к проблемам психологического становления личности подростка и роли художественной литературы в этом становлении.

На круглом столе «Диалог с мастером» (ведущий – к.филол.н. С.Ф. Дмитренко) выступили известные прозаики Роман Сенчин, Марина Степнова, Анна Берсенева, Владимир Сотников, литературный критик и прозаик Владимир Новиков, поэт Виталий Пуханов. Были подняты сущностные вопросы о взаимосвязи психологии и литературоведения, психологии и литературного творчества, взаимоотношений «высокой» и массовой литературы.

Третий круглый стол «Современная литература – современной школе» прошёл на территории Литературного института имени А.М. Горького (событию предшествовала экскурсия по Литинституту, проведённая С.Ф. Дмитренко). На встрече присутствовали главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский, поэт Геннадий Калашников, прозаик Александр Снегирёв и литературовед ВикторЕсипов. Творческий вечер стал своего рода связкой между высокой «толстожурнальной» прозой, психологической наукой и школьным литературным образованием. В частности, были затронуты вопросы о путях приобщения школьников и самих словесников к современной поэзии, о включении актуальной прозы в уроки литературы.

На закрытии конференции еёучастники констатировали: Год литературы объединил усилия представителей самых разных областей человеческого знания. Конференция «Психология и литература в диалоге о человеке», проведённая в Психологическом институте, стала достойным научным событием, завершающим насыщенный мероприятиями разного уровня Год литературы. Она ещё раз показала рост интереса к междисциплинарным способам решения проблем чтения в нашей стране, необходимость объединения усилий педагогов, психологов, культурологов, библиотечных работников и других специалистов для продвижения, пропаганды, популяризации идей чтения и литературы.

По итогам конференции будет опубликована коллективная монография «Психология и литература в диалоге о человеке».

psy-let-01 psy-let-02 psy-let-03 psy-let-04 psy-let-05 psy-let-06 psy-let-07