14-ый Европейский конгресс по психологии

14-ый Европейский конгресс по психологии

11 июля 2015

7–10 июля 2015 года в Милане прошел 14-ый Европейский конгресс по психологии. В рамках конференции сотрудниками института были организованы и проведены два симпозиума - «Кросскультурные исследования когнитивного и социо-эмоционального развития», рук. Малых С.Б. (Россия), Гайсина Д. (Великобритания) и «Лонгитюдные исследования когнитивных и некогнитивных характеристик, связанных с образованием, и их этиология», рук. Малых С.Б. (Россия), Ковас Ю. (Великобритания).

7–10 июля 2015 года в Милане прошел 14-ый Европейский конгресс по психологии. Конгресс проводится раз в два года Европейской Федерацией Психологических Ассоциаций (European Federation of Psychologists’Associations, EFPA). В этом году конгресс проходил под девизом «Связывая технологии и психологию: пища для ума, энергия для жизни».

На протяжении многих лет конгресс является важным научным мероприятием европейского масштаба, на котором обсуждаются современных научные достижения, полученные в разнообразных областях психологической науки – от психогенетики до социальной психологии. В этот раз конгресс проводился одновременно со Всемирной выставкой Экспо 2015 «Накормить планету. Энергия для жизни», что привело, по словам Президента научного комитета Ж.В. Капрара, к включению в научную программу тем, связанных с развитием человека в разнообразных условиях среды – от стихийных бедствий до социальной нестабильности.

На церемонии открытия выступил губернатор Ломбардии Р. Марони, который подчеркнул важность достижений психологической науки для улучшения качества жизни на индивидуальном и глобальном уровнях. Президент Европейской Федерации Психологических Ассоциаций Р. Рое в своем приветствии призвал не только к расширению сотрудничества между представителями разных областей психологической науки, но и к поиску новых, более эффективных форм взаимодействия, направленных на достижение научных результатов, необходимых для понимания, предотвращения и устранения проблемных моментов жизни человека.

Работа конгресса проходила в форме ключевых лекций, симпозиумов, постеров и тематических сессий. Более 3000 ученых из стран Европы, Азии, Америки и Австралии приняли участие в обсуждении современных проблем психологической науки. В работе конгресса участвовала многочисленная делегация из России, включающая представителей Психологического института РАО, Санкт-Петербургского Государственного университета, Томского Государственного университета, Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института психологии РАН, Южного Федерального университета и других научных и образовательных учреждений.

В этом году в рамках конгресса в качестве ключевых докладчиков выступили известные психологи, в том числе Р. Рое, Ф. Зимбардо, А.Б. Леонова, Е. Скабини, Л. Стэг и другие ученые. Так, Р. Рое (Нидерланды) отметил возрастающую тенденцию к «специализации» психологической науки – выделению все большего количества областей, что постепенно привело к ряду проблем для установления международного сотрудничества между психологическими ассоциациями. В докладе предлагается выработать единые классификационные шифры и стандартизированные нормы для выделения новых областей психологической науки на всем европейском пространстве, используя, в частности, систему профессионального развития и сертификации «EuroPsy».

Лекция Е. Скабини (Италия) «Семейные отношения как длительный источник благополучия» включала основные выводы исследований взаимосвязи семейных отношений и психологического благополучия членов семьи. Подчеркивается важность исследования семьи и семейной среды в двух контекстах: с одной стороны, необходимо выявить факторы, которые могут повлиять на благополучие семьи, а с другой – идентифицировать ресурсы, которые семья может «выделить» на  выполнение задачи «сделать человека человечным».

Лекция А.Б. Леоновой (Россия) посвящена проблеме разработки технологий управления стрессом, которые направлены на измерение и повышение человеческого потенциала. Ею предложен иерархический подход к построению программ по оценке и профилактике стресса на основе интеграции исследовательских результатов в трех парадигмальных областях – экологической, транзакционной и нормативной. Применение этих технологий управления стрессом открывает новые перспективы по увеличению адаптационного потенциала людей и их благополучия в различных жизненных и/или трудовых ситуациях.

За три дня конгресса проведено более 150 симпозиумов по шести научным направлениям: «Методологические проблемы и исследования психических процессов», «Развитие и образование», «Культура и общество», «Проблемы организационной психологии», «Здоровье и клиническая психология» и «Актуальные темы ЭКСПО – 2015».

По первому направлению «Методологические проблемы и исследования психических процессов» представляет интерес симпозиум «Функционально-когнитивная парадигма в психологии», организованный М. Перуджини из Университета Милан-Бикокка. В докладах продемонстрированы возможности функционально-когнитивного подхода к исследованию когнитивного контроля (доклад Б. Лиефуджи и Я. де Хаувэ),  способностей к обучению (доклад Ш. Хьюз с соавт.) и личностным характеристикам (М. Перуджини с соавт.).

Два симпозиума было организовано и проведено С.Б. Малых в рамках направления «Развитие и образование». В работе первого симпозиума «Кросскультурные исследования когнитивного и социо-эмоционального развития»  приняли участие научные сотрудники из Психологического института РАО, а в качестве дискутанта выступила Д. Гайсина (Университет Сассекса, Великобритания). В ходе симпозиума докладывались результаты, связанные с центральными для второй декады жизни психологическими чертами – общими когнитивными способностями, личностными характеристиками и школьными достижениями. Во всех представленных работах использовались выборки из стран, различающихся по своему социально-экономическому статусу, культурным ценностям, социальным нормам, верованиям и традициям. Обсуждались вопросы, есть ли связь между личностными чертами и интеллектом (И.А. Воронин), насколько связаны личностные черты «Большой пятерки», интеллектуальные показатели и академические достижения школьников с культурными особенностями детско-родительских отношений (Т.Н. Тихомирова), что в большей мере обуславливает взаимосвязи между темпераментом и поведенческими проблемами (Г.М. Васин), есть ли кросскультурная специфика рабочей памяти (В.И. Исматуллина) и взаимосвязей детско-родительских отношений с поведенческими проблемами в школьном возрасте (Д. Гайсина). В ходе дискуссии сделан вывод, что взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик с детско-родительскими отношениями в большей мере подчинены универсальным закономерностям, вне зависимости от социоэкономической и культурной специфики государств.

На втором симпозиуме «Лонгитюдные исследования когнитивных и некогнитивных характеристик, связанных с образованием, и их этиология» обсуждались проблемы взаимосвязи личностных, мотивационных и когнитивных характеристик и их вклада в академические достижения школьников. Эти результаты были получены с участием российских и британских научных сотрудников в ходе лонгитюдных исследований на выборках одиночнорожденных школьников из России и Великобритании (доклады М. Родич и Э. Уайт) и на близнецовой выборке (доклады М. Маланчини и М. Тосто). Дискутант Ю. Ковас обобщила полученные результаты и отметила важность лонгитюдных генетически чувствительных методов исследования для понимания индивидуальных различий в признаках, связанных с обучением.

По третьему направлению «Культура и общество» представляется необходимым выделить симпозиумы, посвященные проблеме адаптации детей и молодежи из числа эмигрантов и проблеме самоэффективности в контексте поликультурных обществ. Так, первая тема была раскрыта на симпозиуме, организованном Ф. Мотти-Стефаниди из Университета Афин (Греция) с коллегами из Германии, Австрии и Швейцарии. В ходе докладов представлены результаты изучения механизмов адаптации в отношении основных моментов развития и аккультурации (в частности, школьной успеваемости, отношений со сверстниками, саморегуляции), а также  психологического благополучия и психического здоровья (доклады Б. Лэйендэкэр с соавт., Д. Строхмейер с соавт., Н. Кабрэра).

Проблеме самоэффективности в контексте поликультурных обществ посвящен симпозиум, организованный С. Ямагуччи из Университета Токио (Япония) с китайскими и израильскими коллегами. В ходе симпозиума обсуждалось, что индивидуальные различия в самоэффективности должны рассматриваться исключительно в культурном контексте, так как этот конструкт оказывается тесно взаимосвязан с феноменом скромности, который, в свою очередь, более выражен у представителей азиатских сообществ (доклады С. Ямагуччи с соавт., Ч. Кобаяши).

В рамках направления «Проблемы организационной психологии» представляет интерес симпозиум «Предпринимательские качества личности в молодом возрасте: основные направления и измерение», организованный профессором Х. Мюниз из Университета Овьедо (Испания). Показано, что предпринимательское поведение и отношение определяется различного рода переменными, часть из которых связана с когнитивными и личностными характеристиками человека (доклады К. Суарэ-Альварес и Е. Гарсия-Куэто), а часть – с контекстуальными аспектами (И. Педроза). Обсуждались результаты эмпирических исследований в соответствие с основными чертами предприимчивой личности:  мотивация достижения, риск, инновационность, автономия, локус контроля, самоэффективность, оптимизм и стрессоустойчивость.

Большое количество симпозиумов было организовано по пятому направлению «Здоровье и клиническая психология». Представляется необходимым отметить два симпозиума. Первый симпозиум, направленный на изучение проблем психологического обеспечения спортсменов олимпийского уровня, организован П. Уилманном из Свободного Университета Брюсселя при поддержке Европейской Федерации Спортивной Психологии (European Federation of Sport Psychology). Участники симпозиума акцентировали внимание слушателей не только на результатах междисциплинарных исследований в области спортивной психологии, но и на организационных моментах психологического консультирования и тренингов спортсменов разных видов спорта (доклады Р. Брэнд, А. Сей).

Доклады, представленные на втором симпозиуме, отражали результаты работы недавно созданного в Европейской Федерации Психологических Ассоциаций Комитета по профилактике и содействию здорового образа жизни (доклады Т. Уэйнрайт и Б. Шодт). В частности, представлены результаты  коррекционной работы по профилактике социального сиротства среди детей, оставшихся без попечения родителей в г. Санкт-Петербурге (доклад Р. Мухамедрахимова), и предупреждению суицидального поведения молодых людей в ряде европейских стран (доклад И. Фернандез).

Направление «Актуальные темы ЭКСПО – 2015» также было представлено рядом интересных симпозиумов. В частности, внимание слушателей привлек симпозиум «Методы нейронаук в изучении потребительского поведения: нейромаркетинг». В ходе работы симпозиума представлены результаты исследований когнитивных и эмоциональных особенностей покупателей с применением психофизиологических методов (доклады Д. Мэйсон, Д. Замбарбьери, М. Маури).

Как и на всех масштабных конференционных мероприятиях большое число тематических сессий и симпозиумов проходило параллельно, и это обстоятельство ограничило количество докладов, с которыми интересно было бы ознакомиться.

В целом, участники 14-ого Европейского конгресса по психологии своими научными результатами продемонстрировали возможность и выразили готовность к более активному «продвижению» достижений психологической науки для повышения качества жизни общества в целом и человека в частности. Как отметил Президент научного комитета 14-ого Европейского конгресса по психологии Г. Капрара: «В период глубоких социальных перемен именно достижения психологии могут служить основой для укрепления здоровья, улучшения образования, благосостояния обществ и благополучия граждан».

С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова (Москва)

evropejsky-kongress-01 evropejsky-kongress-02 evropejsky-kongress-03 evropejsky-kongress-04 evropejsky-kongress-05 evropejsky-kongress-06