Искусство и… национальная безопасность

Искусство и… национальная безопасность

23 мая 2015

22 мая 2015 года  в Психологическом институте РАО, по инициативе редакции журнала «Искусство в школе» и некоммерческого партнерства «Гражданский долг», состоялось заседание Круглого стола по проблеме Артпрофилактики. Участвовали психологи, педагоги, художники, арттерапевты, работники детских домов, менеджеры в сфере образования. Ниже приводится проект резолюции, который, после  его доработки, будет направлен в различные «руководящие инстанции» и сделан предметом максимально широкого обсуждения.

22 мая 2015 года  в Психологическом институте РАО, по инициативе редакции журнала «Искусство в школе» и некоммерческого партнерства «Гражданский долг», состоялось заседание Круглого стола по проблеме Артпрофилактики. Участвовали психологи, педагоги, художники, арттерапевты, работники детских домов, менеджеры в сфере образования. Ниже приводится проект резолюции, который, после  его доработки, будет направлен в различные «руководящие инстанции» и сделан предметом максимально широкого обсуждения.

Участники Круглого стола  признают, что обсуждавшаяся проблема - это в полном смысле слова проблема национальной безопасности.
Даже согласно официальной статистике, наша страна стабильно числится в «лидерах» по таким мрачным показателям, как психосоматические заболевания детей, депрессия, «деперсонализация», отсутствие  смысла жизни, наркотизация, алкоголизация, подростковая преступность и суицид. Нарастание подобных явлений, в сочетании с неразвитостью эмоциональной и ценностной сферы, обусловленной однобоким рационализированным образованием, создает в обозримом будущем  реальную угрозу существованию нашей культуры, общества и государства. И всему этому мы не способны противопоставить ничего, кроме бесплодных ограничительно – запретительно - карательных мер.

Между тем, возможность положительного решения проблемы лежит на виду. Ведущие педиатры и психотерапевты утверждают, что важнейшей причиной перечисленных психологических и социальных бедствий является острейший дефицит творчества в жизни детей. А из всех видов творчества наиболее привлекательным, доступным и успешным в детском возрасте является творчество в различных видах искусства.

Существует убедительный международный опыт, свидетельствующий о том, что раннее приобщение ребенка к какому-либо виду художественного творчества на порядки уменьшает вероятность его попадания в упомянутые страшные зоны риска. Следовательно, неотложной необходимостью является создание системы всеобщего, творчески ориентированного художественного  образования-воспитания. Не для подготовки отдельных детей к будущей профессиональной деятельности, а для создания основы психологического, нравственного, физического здоровья нации, для  профилактики психологических отклонений, саморазрушительного и асоциального поведения целых поколений.

Между тем, наша образовательная политика, с катастрофической для будущего страны недальновидностью,    выдавливает именно эти целительные дисциплины из основного и доступного дополнительного образования.

Участники заседания считают, что срочно необходима принципиальная смена приоритетов российской культурно-образовательной  политики в пользу гуманитарно-художественной составляющей образования.

Это должно выразиться:

  • в увеличении учебного времени за счет других дисциплин (что отнюдь не повредит уровню общего образования: неоднократно показано, что дети, больше занимающиеся художественным творчеством, намного успешнее усваивают все школьные предметы);
  • в преподавании художественных дисциплин с первого по выпускной класс, создании школьных театров, восстановлении в полном объеме преподавания мировой художественной культуры;
  • в продвижении творчески развивающих систем обучения изобразительному искусству, литературе,  музыке и другим видам искусства (такие системы существуют, и их результативность убедительно доказана практикой);
  • в обеспечении бесплатного доступа детей к разным видам художественных практик в системе дополнительного образования;
  • в соответствующем опережающем изменении профессиональной подготовки воспитателей детских садов, учителей начальных классов и учителей предметников.

Необходима также инициация психологических исследований и получение отечественных социологических данных о связи раннего художественно-творческого опыта с дальнейшим развитием, психологическим здоровьем, поведением  и судьбой людей.

Чем следует дополнить, или – что изменить в этом перечне? Какие организационные меры необходимы, чтобы начатое дело получило развитие? Мы ждем ваших откликов в почте журнала! С благодарностью примем замечания и предложения.

А.А.Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, г.н.с. Психологического института РАО, главный редактор журнала «Искусство в школе», член Союза художников Москвы.

Е.О.Крылова, Директор Некоммерческого партнёрства содействия развитию культуры и образования "Гражданский долг", член оргкомитета Московского фестиваля школьных музыкальных театров «Содружество искусств.»

О.П.Федоров, Исполнительный директор фестиваля "Артия", вице-президент Международного арт-терапевтического клуба, член Союза художников России.