Центр социокультурных проблем современного образования

Центр социокультурных проблем современного образования

Центр социокультурных проблем социологии образования создан в мае 2021 г. С самого начала тесно сотрудничает с факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, одной из задач работы Центра является приобщение к научным исследованиям молодых сотрудников.

В настоящее время работа ведется по двум основным направлениям:

  1. Социокультурные проблемы доступности высшего образования, в том числе, в отношении людей с инвалидностью и ОВЗ
  2. Проблемы психологии искусства

В течение 2021 г. в рамках работ по первому направлению был проведен анализ научных публикаций за последние пять лет по теме высшего образования для людей с инвалидностью. Проанализировано более 70 публикаций, выделено несколько основных направлений рассмотрения данной темы:

  • социально-психологические аспекты образования лиц с ОВЗ;
  • внедрение образовательных программ;
  • доступность и качество образования лиц с ОВЗ, деятельности РУМЦ;
  • готовность педагогических кадров и обучающихся с ОВЗ;
  • трудоустройство и академическая мобильность в высшем образовании лиц с ОВЗ и инвалидов.

Подобраны и проанализированы материалы официальной статистики, касающейся образования инвалидов (данные Росстата, Минобрнауки, Минтруда, Минпросвещения, Федерального реестра инвалидов) по темам: демографические данные по инвалидам в целом, получение людьми с инвалидностью образования (полное среднее, высшее), востребованность различных направлений образования среди инвалидов, особенности трудоустройства людей с инвалидностью и потребности в дополнительном образовании.

Отмечено наличие своеобразной «воронки» – снижения числа инвалидов на каждой ступени образования (от основного общего к полному среднему, бакалавриату, магистратуре). Наиболее востребованными специальностями среди студентов-инвалидов выступают: лечебное дело, педагогическое образования, в том числе по направлениям специальной педагогики (дефектология) и социальной работы, юриспруденция, экономика, информатика и вычислительная техника. Сферы, в рамках которых инвалиды получают дополнительное образование, преимущественно связаны с здравоохранением и предоставлением социальных услуг, образованием. Подавляющее большинство инвалидов в трудоспособном возрасте не хотели бы получить новую профессию. Среди тех, кто выражает такое желание основным препятствием выступает недостаточность средств.

Для выявления проблемного поля в сфере высшего образования проведены 5 полуструктурированных интервью с представителями РУМЦ. По результатам выявлены проблемные точки высшего образования для студентов с инвалидностью: стигматизация инвалида, недостаточность профориентации, гиперопека со стороны родителей, трудности с трудоустройством, недостаточность доступности среды в целом (обеспечение людей с инвалидностью всеми необходимыми условиями для ведения образа жизни, сравнимого с тем, который есть у условно здоровых людей: конкурентоспособность на рынке труда, обеспечение условиями коммуникации, толерантное отношение, наличие возможности проявления активной социальной позиции, возможность отстаивать свои права и др.).

Для выявления характеристик образа человека с инвалидностью и ОВЗ в современных российских СМИ был проведен контент-анализ более 300 новостных статей, в которых упоминаются инвалиды (период выхода публикаций: декабрь 2020 года – август 2021 года) в изданиях РБК, РИА Новости, Российская Газета, ТАСС, Известия.
В процессе контент-анализа тексты публикаций анализировались относительно следующих блоков:

  • демографические характеристики (возраст, пол, вид нарушения здоровья),
  • описания самого инвалида,
  • описание образа жизни инвалида
  • участники ситуаций с инвалидом
  • действия инвалида
  • действия по отношению к инвалиду
  • обобщенная проблема
  • транслируемое авторами отношение к инвалидам

Выявлены основные черты образа инвалида в СМИ: инвалид воспринимается как коллективный недифференцированный субъект; человек с инвалидностью обладает социально одобряемыми качествами; человек с инвалидностью чаще ведом, открыт к действиям других, подвержен влиянию, нуждается в защите. Инвалид вовлечен в социальные отношения и ведет образ жизни сравнимый с жизнью условно здорового. Отмечено, что читателю через СМИ транслируется безэмпатийное отношению к проблемам и нуждам инвалидов.

Текущая деятельность

В настоящее время сотрудниками Центра разрабатывается инструментарий для изучения образовательных и профессиональных планов учащихся вузов, в том числе, студентов с инвалидностью. Проводится анализ и интерпретация данных контент-анализа информационных сообщений СМИ, посвященных инвалидам. Планируется проведение семинара по теме “Психология искусства” совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.

27 января 2022 г. совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова состоялся семинар "Психология искусства" под руководством А.М.Айламазьян.
В рамках семинара руководитель Центра В.С.Собкин сделал доклад на тему "К вопросу об интерпретации художественных текстов».